Борьба с бедностью все больше напоминает грустный анекдот: Бабушка, нас теперь убьют?
В следующем году россиянам не стоит рассчитывать на заметное повышение зарплаты. Согласно прогнозу Сбербанка, заработная плата по стране увеличится всего на 2,5%. Это значительное падение по сравнению с 2018-м, когда зарплаты повысились на 7,5%, а профильные министерства отчитывались о рекордном росте.
Такую неутешительную тенденцию в 2019-м аналитики Сбербанка объясняют «эффектом низкой базы». Дело в том, что в начале 2018 года были сделаны достаточно большие выплаты в бюджетном секторе. Например, в образовании и здравоохранении оклады, по данным Сбербанка, они повысились вдвое. Кроме того, положительная динамика наблюдалось и в нефтяном секторе на фоне подорожания сырья.
Прибавка в зарплатах оживила потребительский спрос, а он, в свою очередь, в значительной степени обеспечил рост экономики в уходящем году, который по прогнозам составит 1,7%-1,8%. Но в 2019-м ничего подобного ожидать не приходится. Минэкономразвития уже сейчас прогнозирует замедление роста ВВП до 1,3%.
Не лучшим образом низкий рост зарплат скажется и на реальных располагаемых доходах населения. Этот показатель непрерывно падал почти четыре года с 2014-го, и перелом случился только в начале 2018 года, когда и начался бурный рост зарплат бюджетников, который «совпал» с предвыборной президентской кампанией. Однако уже в августе, когда выборы остались позади, доходы снова начали падать, и в 2019-м эта тенденция продолжится.
А инфляция заметно увеличится. Уже по итогам этого года она приблизится к 3,9%. А в следующем году, во многом из-за увеличения НДС на 2%, превысит 5% даже по официальным прогнозам. Легко подсчитать, что рост зарплат на 2,5% не компенсирует разогнавшуюся инфляцию. Тем более что зарплаты – это не единственная составляющая реальных доходов населения. Туда входят и пенсии, и доходы от предпринимательства, которые тоже стагнируют.
В Сбербанке считают, что структура роста экономики в 2019-м будет больше связана с инвестициями, а не с потреблением. Но многие экономисты сомневаются в том, что на фоне санкций и стагнации в экономике удастся обеспечить приток инвестиций.
Не совсем понятно, как в таких условиях правительство Дмитрия Медведева намерено выполнять анонсированный план по снижению бедности в два раза к 2024 году. Президент Союза предпринимателей и арендаторов России, экономист Андрей Бунич считает, что этого можно будет добиться только за счет манипуляций со статистикой. Если ничего кардинально не изменится, в реальности экономика страны и благосостояние населения будут только снижаться.
- Аналитики Сбербанка говорят об эффекте низкой базы, и он действительно имеет место. В этом году зарплаты бюджетникам активно повышали в связи с выборами президента, это был один из главных козырей власти. На фоне того, что реальные располагаемые доходы населения несколько лет снижались, это стало очень сильным ходом, который специально подогнали к выборам, запланировав повышение зарплат на первую половину года. Другой причины роста просто нет, потому что серьезного экономического улучшения по сравнению с предыдущими годами не просматривалось. Не было ни роста темпов экономики, ни притока инвестиций, производительность труда не изменилась. Повышение зарплат в этом году можно объяснить только политическими причинами - чтобы поддержать доверие к власти в предвыборный период. И в какой-то степени этот нехитрый прием сработал.
Хотя нельзя сказать, что даже это повышение существенно изменило экономическое положение большинства людей. Далеко не все получили прибавки. Кроме того, на фоне того, что инфляция уже постепенно приближается к 5%, это не скомпенсировало несколько лет ухудшения уровня жизни.
«СП»: - Чего же ждать в следующем году, если рост зарплат упадет в три раза?
- В 2019-ом, безусловно, начнется снижение реальных располагаемых доходов населения. Если даже Сбербанк, связанный с властью, говорит о том, что зарплаты вырастут на 2,5%, большего ждать не приходится. Но в наших условиях это ничто. Уровень инфляции уже сейчас занижен, а в следующем году мы только по официальным данным будем иметь инфляцию выше 5%. Реальные располагаемые доходы опять упадут.
Прием надо учитывать, что доходы населения составляют не только зарплаты. Они складываются из пенсий в реальном выражении, из доходов от вкладов в банках и от собственности, а также от предпринимательской деятельности. Все они стагнируют. А по зарплате будет, в лучшем случае, минус 2% к концу года с учетом инфляции.
При этом потребительская инфляция значительно выше официальной, и многие элементы расходов населения просто не входят в статистику. Есть такой показатель, как дискреционные расходы населения – это то, что остается после всех необходимых платежей. Его не афишируют, потому что там идет все большее ухудшение. Этот показатель свидетельствует, что все больше средств уходит на оплату ЖКХ и всевозможных поборов, минимальных продовольственных наборов, которые позволяют людям выживать. На другие расходы остается все меньше денег, люди вынуждены менять привычный образ жизни. Все больше семей фактически входит в режим выживания. В следующем году это может коснуться не менее 70% населения, а это уже очень серьезно с точки зрения экономики.
«СП»: - В каком смысле?
- Это дестимулирует экономику. Отсутствие роста зарплат и других доходов населения не дает возможности развивать экономику. Экономическая деятельность нецелесообразна при отсутствии спроса. Начинается конкуренция на ухудшающемся рынке, где вытесняются не худшие, а лучшие производители, которые создают хоть какое-то качество и приемлемую цену. Остаются только монополисты.
Потребительские расходы составляют до 60% ВВП, поэтому если они уменьшаются, замедляется и рост экономики. Запускается негативная спираль – уменьшение доходов населения выливается в еще большую стагнацию экономики и даже рецессию, которая приводит к следующему витку падения доходов. Мы попали именно в такую самовоспроизводящуюся спираль. Это система с такой обратной связью, когда дальнейшее развитие ведет к ухудшению ситуации.
Когда экономика выйдет из этого состояния - неясно, для этого нужно произвести какие-то перемены, сама эта проблема не уйдет. Надо переломить эту тенденцию с помощью ряда действий в экономической политике, но таких действий нет, поэтому остается ждать, пока этот саморазрушительный механизм не загонит в нищету всю страну.
«СП»: - Но весь совсем недавно Дмитрий Медведев говорил о планах правительства радикально уменьшить бедность в стране к 2024 году. Как это можно сделать с учетом таких реалий?
- Экономических предпосылок для ликвидации бедности нет, пока это заявление ни на чем не основано. Негативная спираль, о которой я говорил, продолжает действовать, как и, например, инвестиционная пауза. Отсутствие в предыдущие годы инвестиции начнет сказываться теперь. Сейчас нужно компенсировать это недополучение, иначе может полететь вся инфраструктура.
Словом, бедность будет только увеличиваться. А все разговоры о том, что правительство будет бороться с бедностью… Есть хороший анекдот на эту тему. Когда Вовочка услышал по телевизору, что будут уничтожать бедность, он повернулся к бабушке и с ужасом спросил: «Бабушка, нас теперь убьют?». Это, конечно, невеселый анекдот, но он отражает ситуацию.
Пока нет реальных предпосылок для ликвидации бедности. Бедность можно победить, когда экономика находится на подъеме. Но если от нее не удалось избавиться, когда у нас была хорошая ситуация, почему вдруг это произойдет сейчас, когда положение даже по официальным данным ухудшается?
В следующем году власти прогнозируют самые низкие показатели и по росту ВВП, и по росту доходов. Правда, они говорят, что потом все начнет расти, но какие они видят для этого основания, не совсем понятно. В лучшем случае, нас ждет манипуляция показателями. Уже сейчас бедными у нас считаются не бедные, а нищие. У нас и так заложены минимальные параметры по прожиточному минимуму и оплате труда, ниже которых полная нищета. Но учитывая недавние высказывания чиновников о том, что людям никто ничего не должен и что можно прекрасно прожить на три тысячи рублей, их могут опустить еще ниже, вот и получится, что число бедных у нас в стране сократилось.
Реальное же снижение бедности возможно только за счет роста в экономике. Но от тех, кто и при 150 долларах за баррель нефти, при благоприятной внешней конъюнктуре и отсутствии санкций не смог ликвидировать бедность, сейчас этого ждать точно не приходится.
Новости экономики: Медведев: росту доходов россиян можно позавидовать
Новости России: Чубайс: граждане РФ должны благодарить олигархов