Зачем в русской армии перед выстрелом кусали патрон
Со времен Петра Великого и до конца XIX века команда «Скуси патрон!» была понятна даже тем, кто не имел никакого отношения к военной службе. Так же, как теперь всем ясно, что имеет в виду какой-нибудь литературный персонаж, кричащий: «Пли!» Только после того, как солдаты выполняли данный приказ командира, они могли продолжать начатый бой. Потому как «скусывали» бойцы патроны. Правда, изготовленные из бумаги.
«Тара» для пороха
Как пишет автор «Большой энциклопедии оружия» Ю. В. Шокарев, с конца XV века в качестве вместилища для пороха солдаты использовали так называемую пороховницу. Пороховницы изготавливались из рогов животных, кожи, дерева, металла и носились на ремне или портупее. Поначалу военнослужащие насыпали порох на глаз. Однако этот метод оказался весьма опасным: неверная доза пороха могла повлечь за собой даже смерть стрелявшего. Поэтому вскоре на свет появилась пороховая мерка. Сначала порох высыпали в эту мерку, а уже после – в оружие. Однако данный способ тоже себя не оправдал: весь процесс зарядки стал еще более трудоемким и длительным.
По этой причине в начале XVIII века в горловине пороховницы появился дозатор, который отмеривал порох только на один выстрел. Вот только во время боя даже с удобным, казалось бы, дозатором было слишком много возни. Тем более, что пули хранились отдельно от пороха. Потому и возникла необходимость в одноразовой «таре», которая содержала бы точную дозу пороха и одну пулю. Так появились бумажные патроны-трубочки, а вместе с ними и новая команда «Скуси патрон!».
«К заряду» и «скуси патрон»
Несмотря на такое ноу-хау, сам процесс заряжания фактически не изменился, зато значительно укоротился во времени. Поэтому, как утверждает в своей книге «Русская пехота в Отечественной войне 1812 года» Илья Ульянов, сперва рекруты проходили обучение, «вооружившись» деревянными патронами, и, только доведя все движения до автоматизма, получали настоящие. По команде «К заряду!» солдаты поворачивались вполоборота направо для того, чтобы не мешать своим товарищам по шеренге, и брали ружье в левую руку. Большим пальцем правой руки бойцы открывали полку, снимали чехол с огнива и вынимали из сумок бумажные патроны.
Как пишет в «Энциклопедическом словаре российской жизни и истории: XVIII-начало ХХ веков» Леонид Беловинский, далее следовала команда «Скуси патрон!». По ней солдаты срывали кончик бумажного патрона. Небольшую часть пороха насыпали на полку, а его остатки – в ствол оружия. Только после этого в ствол вкладывали пулю и бумажную «обертку», которая выполняла функцию пыжа. В конце заряд туго прибивали шомполом.
Без передних зубов никак
Понятно, что бумажные патроны существенно облегчили и без того нелегкие военные будни. Однако в связи с их введением в вооружение появились и новые правила для приема рекрутов. С тех пор на службу перестали брать мужчин, не имеющих зубов, в особенности передних, так как именно они были необходимы для скусывания патрона. Даже во время кровопролитной войны с Наполеоном это правило не было отменено.
Тогда армия нуждалась в постоянном пополнении, а потому требования к рекрутам заметно снизились. Военное министерство разрешило брать «редковолосых, разноглазых и косых, имеющих бельма или пятна на левом глазу, заик и косноязычных» и даже «не имеющих до шести боковых зубов». Однако, как упоминает в своей книге «Битва двух империй. 1805-1812» историк Борис Соколов, обязательным оставалось наличие передних зубов.