Доведение до самоубийства: кто может стать жертвой злоумышленников
Английский писатель и поэт Оскар Уайльд говорил: «Все можно пережить, кроме смерти». Не нужно быть литературоведом, чтобы понять смысл этой цитаты. Темная полоса, череда неудач – явление временное, любая проблема решаема. Но под гнетом давления об этом не все помнят. Особенно, если «помогают» люди со стороны.
В последнее время прокатилась волна новостей о так называемом «доведении до самоубийства». У «пострадавших» нет какого-то определенного возрастного диапазона – попытки распрощаться с жизнью предпринимают как взрослые, так и дети. Причины абсолютно разные: начиная от общественного мнения, заканчивая проблемами с бизнесом.
Когда у одноклассницы мать - абьюзер
Накануне широкий резонанс вызвала новость из Кисловодска, где ученица средних классов Екатерина пыталась покончить жизнь самоубийством. Причина более, чем не тривиальная – по предварительным данным, девочка страдала не из-за несчастной любви, а из-за травли матери своей одноклассницы. По информации из открытых источников, женщина по имени Лариса Попкова систематически занималась унижением подростка, используя, в основном, социальные сети и мессенджеры. «Мамаша-абьюзер» числится председателем родительского комитета. Около года она вела информационную кампанию против одноклассницы дочери, причем как в родительских и ученических чатах, так и в живую. В Telegram были слиты некоторые голосовые сообщения, где подозреваемая, не стесняясь в выражениях, оскорбительно отзывается о ребенке. Слушателями, по всей видимости, выступали одноклассники потерпевшей Кати.
Источник фото: telestream.press
И с Катей тоже ухо в остро надо держать, осторожно – она стучит, девчонки. Они и туда, и туда, если я вижу вот это ******** вот это Ольге Ивановне, это хорошо еще, что у нас такая О.И., - поучала участников чата женщина.
Попова, как сообщает источник информации, «подначивала» детей к более радикальным поступкам в борьбе с неугодной «подружкой» своей дочери. Она рассказывала, что хочет оттаскать ребенка за волосы и облить зеленкой.
Я ее прям за косы хочу иной раз схватить прям, я тебе говорю – в школе я бы ее точно обрезала бы! Или зеленку бы вылила! Я отвечаю, сделала бы так, - говорилось в текста аудиосообщения.
По всей вероятности, девочка делала попытки противостоять нападкам взрослой женщины, но та перешла от унижений к вполне очевидным угрозам.
Катюшечка, а ты что прям осмелела так? Что не нравится так? Ух ты, сколько смелость у тебя, я посмотрю потом подальше на твою смелость, - значилось в сообщении.
В СМИ пишут, что Катю пытался защитить одноклассник, который был немедленно объявлен «врагом» неадекватной матерью. Через некоторое время девочка, не выдержав травли, сделала попытку самоубийства. К счастью, все закончилось относительно благополучно – школьница не погибла, но получила серьезные травмы. Сейчас она проходит лечение, а главой родительского комитета занимаются органы. В качестве улик рассматриваются те самые многочисленные сообщения из чатов.
Сексуальное насилие в семье
Одновременно с новость о травле появилась информация о еще одной девушке, которая также могла стать жертвой нездоровых отношений со взрослыми. На этот раз, предварительно, виной стал не человек со стороны, а родной отец.
Источник фото: pskov.sledcom.ru - Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Псковской области
Инцидент произошел в Израиле, где вчера, 16 ноября, был задержан 39-летний мужчина по подозрению в совершении развратных действий к несовершеннолетней. Пострадавшей оказалась его собственная дочь. О случившемся стало известно благодаря неудачной попытки самоубийства – будучи в больнице жертва насилия рассказала о причинах поступка врачам. По ее признанию, домогательства начались, когда ей было всего 10 лет. Мужчину задержали, сейчас проводится расследование, ему грозит серьезное наказание по нескольким статьям.
Миллиардерам тоже бывает несладко
За несколько дней до озвученных выше событий (12 ноября) появилась новость о возбуждении уголовного дела о доведении до самоубийства президента группы «Аллтек» миллиардера Дмитрия Босова. Сам инцидент произошел в мае, однако дело ведется до сих пор. Внешне у одного из богатейших людей России было все более, чем хорошо: солидное состояние, элитная недвижимость, прибыльное дело – основное направление связано с добычей угля. Однако все было не так гладко, как хотелось бы. Сложности начались еще в 2018 году – тогда предприниматель решил продать часть активов в Сибири. Нашлись и заинтересовавшиеся, но стороны не сошлись в цене. Дальше – хуже. Проблемы начались уже внутри компании, и Босову пришлось уволить одного из главных своих партнеров Александра Исаева, подозреваемого в «злоупотреблениях и хищениях». Исаев с такими формулировками был не согласен, поэтому подал иск о защите деловой репутации. Энтузиазма не добавляло и то, что на одной из принадлежащих ему шахт работники устроили забастовку из-за задерживаемых выплат. Несмотря на это, бизнесмен обзавелся недвижимостью в США и даже начал вкладываться в развитие калифорнийской компании. Год назад он попал в список западных санкции – его виза и членов семьи были аннулированы.
Источник фото: vk.com/netv01
На данные момент точно неизвестно, что послужило поводом для самоубийства. Вдова уверена, что до «точки кипения» и радикальных действий его довел именно затянувшийся конфликт с бизнес-партнером Исаевым. Якобы, миллиардер тяжело переживал эту ситуацию, а судебные тяжбы только усугубили депрессивное состояние. Дело также пока находится на стадии рассмотрения, хотя некоторые источники информации утверждают, что оно будет закрыто «из-за отсутствия состава преступления».
Группа риска
Описанные ситуации трагичны, но мотив жертв понятен. Обстоятельства, в основном - в лице других людей, загнали их в ловушку. Давление со стороны, сопутствующие психологические травмы – все это могло толкнуть их на непоправимые поступки. Но есть инциденты из области «доведения до самоубийства», которые мало укладываются в восприятие.
Снова ноябрь 2020 года, и снова возбуждено уголовное дело по статье доведение до самоубийства. Два дня назад, 15 ноября, в Екатеринбурге произошло ЧП, унесшее жизнь 11-летнгего мальчика. Семья была благополучной, и, с виду, ничего не предвещало беды. По имеющимся данным, известно, что в день трагедии школьник поссорился с матерью – она нашла и отобрала у него вейп (электронную сигарету). Ребенок из-за этого очень расстроился, и когда родительница отлучилась на кухню, мальчик совершил самоубийство.
Следствие устанавливает обстоятельства случившегося, дело о «доведении» уже возбуждено. Неизвестно, что решат правоохранители, но есть вероятность, что из-за «воспитательного момента» женщине может грозить уголовное наказание.
Источник фото: flickr.com - Витебский Курьер
Это случай безусловно трагичен, но порождает множество вопросов. Прежде всего, какие люди склонны поддаваться давлению до такой степени, чтобы лишить себя жизни? Может ли доведение до самоубийства быть случайным и непреднамеренным? На эти и другие вопросы в беседе с iReactor ответил врач-психотерапевт Александр Теслер. Эксперт считает, что особенно уязвимы к давлению окружающих люди ранимые, с тонкой душевной организацией. Для них самоубийство – это выход.
Самоубийством заканчивают или душевнобольные люди, находясь в состоянии психического нездоровья, в состоянии психоза, или пике депрессии. Есть, в общем-то, люди психически здоровые, которые заканчивают жизнь самоубийством. Конечно, не все одинаково. Есть люди с крепкой психикой, есть люди с достаточно ранимой, деликатной психикой. Вот им очень просто создать ситуацию безвыходную. У них ощущение, что они оказались в безвыходной ситуации, и единственная возможность разрешить – это уход из жизни. Это может быть психологическое давление, это может быть какие-то очень серьезные финансовые проблемы <…> это может быть потеря близких людей, - рассказал психотерапевт.
Как правило, говорит врач, человек может решить поставить точку, когда подвергается регулярному домашнему насилию. Не менее опасны, особенно для подростков, издевательства в учебном заведении, или попадание в более «суровую» обстановку.
Доведение до самоубийства – это, обычно, или домашнее насилие, или финансовые моменты, когда от человека требуют денег или исполнения обязательств. Если подростки, то это, зачастую, какое-то насилие или издевательство в школе, или колледже <…> когда человек попадает в травмирующую его ситуацию – в армию, например, под дедовщину, в заключение или закрытое учебное заведение, где он может подвергаться буллингу, не чувствуя защиты, - уточнил спикер.
Теслер считает, что довести «случайно» до самоубийства практически невозможно, так как это систематическое воздействие. Вопрос в сроке воздействия, и методах. Эксперт привел в пример коллекторов, вопрос о деятельности которых не раз вставал на самом высоком уровне. Эти люди существуют для того, чтобы с оказанием психологического давления «выбивать» из «клиентов» долги. Иногда это заканчивается плохо.
Как случайно человека можно довести до самоубийства? Каким-то образом поучаствовать в стечении обстоятельств? Ну, это несерьезно. Обычно это подразумевает систематизм. Вот раньше была такая статья «за истязание» <…> То есть, предъявить обвинение в истязании кого-то можно было только опираясь на систематизм этого действия. Доведение до самоубийства – это может быть в длительный срок, это может быть и в короткий. Те же самые «веселые коллекторы», которых пытались поставить в какое-то русло, но не очень-то получается. Они могут доводить до самоубийства <…> Люди с деликатным складом личности – им проще поставить жирную точку в этом, чем подвергаться измывательствам травле, - в беседе пояснил врач.
В конце беседы психотерапевт рассказал, что нужно не только расследовать доведение до самоубийства – нужно сделать так, чтоб не было самого доведение. Как правило, только после смерти идет расследование инцидента. Специалисты смотрят, были ли обращение с жалобами на угрозы, или за психологической помощью. Если подобное было, то посмертно заводится уголовное дело. Но, как факт, умершему это несильно поможет.
Отчет в своих действиях
Самоубийство, как правило, трагедия для близких и родных. Они жаждут восстановления справедливости, отрицая возможность того, что погибший мог сам наложить на себя руки. Некоторые оббивают пороги различных инстанций годами, добиваясь нулевого результата. Между тем, в статье 110 УК РФ «Доведения до самоубийства» есть четкие положения, которые регламентируют наказание. Виновному грозит до 6 лет лишения свободы, или принудительные работы. Более суровое наказание, если дело касается несовершеннолетних, беременных, или если подобное происходит в отношении нескольких лиц. Тогда есть возможность «присесть» до 15 лет.
Источник фото: consultant.ru
Нюансы расследования такого непростого дела, как «доведения до самоубийства», прояснил в беседе с iReactor специалист по уголовному делу и юрист Генрих Девяткин, который рассказал, что расследовать подобные преступления – крайне сложно. Самое страшное, когда представители правоохранительных органов не могут отличить, например, самоубийство от убийства. Тут могут помочь записки, личные сообщения и обстановка места происшествия.
Это очень непростые, с точки зрения расследования, преступления. Во-первых, отсутствует сам человек, у кого это можно спросить - это самое главное. Во-вторых, нужно понять, самоубийство это или нет. Убийство могут завуалировать под самоубийство – это самая страшная ситуация <…> одним из критериев – это какие-то записки, сообщения из мессенджеров, обстановка должна соответствовать ситуации, - рассказал эксперт.
Специалист говорит, что, прежде всего, под подозрение попадает ближайший круг, особенно с те, с кем у жертвы были конфликты. Однако конфликт конфликту – рознь. Можно просить вернуть денежный долг, или разрывать отношения. Подобное не станет свидетельствованием «доведения».
Далеко не всегда находят человека, который довел <…> анализируется переписка человека, анализируется ближайший круг. С кем он мог конфликтовать. Субъективная ситуация, на самом деле. Человек может быть должен кому-то денег, у него может быть неразделенная любовь. Но это не значит, что его довели. Это не значит, что человек попросил его вернуть деньги, а тот через час покончил с собой – это не значит, что его довели. Или ему написали, что отношения закончены (с любимым человеком) – это не значит, что его довели, - обозначил различия юрист.
Девяткин утверждает, что «доводящий» отдает отчет в своих действиях. У него есть цель – нанести как можно больше ущерба. Это может характеризоваться угрозами, шантажом или унижениями человеческого достоинства.
Источник фото: Федеральное агентство новостей - Антон Ефремов
Доведение, обычно, характеризуется тем, что человек, который это делает, он действует специально. Он понимает, к чему это ведет, он понимает какая цель у него есть. Это могут быть систематические угрозы или шантаж, систематические оскорбления, кибербуллинг – много есть вариантов. Анализируется сразу же ближайшее окружение, с кем он чаще контактировал <…> вызовут на допрос, будут устанавливать факты. Это очень сложно с точки зрения доказывания, - в беседе рассказал юрист.
По мнению спикера, для следствия – большая удача, когда человек сам признается в совершенном преступлении. Но чаще всего «подозреваемый» говорит, что «не хотел», что находился в рабочих, например, отношениях. Девяткин говорит, что очень мало людей, которых привлекают по этой статье каждый год. Много тысяч самоубийств, а привлекают всего около десятка.
Он добавляет, что, если первоначально нет каких-то серьезных зацепок, то дело, как правило, не будет возбуждаться. Потому что вот это «висящее дело» не на пользу органам следствия и дознания. Но возбуждение – не показатель того, что злоумышленник будет найден.
Могут не найти состава преступления и закрыть дело. У нас возбуждаются дела, когда можно найти преступников, когда есть доказательства. Это можно сравнить с кражей кошелька в полном вагоне метро. Там концов, зачастую, не найти, - разъяснил спикер.
Доведение – это не одномоментное действие, а система, подчеркивает юрист. Это явно не один день, не одна неделя, это должно продолжаться месяцами. Эксперт говорит, что есть особенные формулировки, доказывающие подталкивание жертвы к сведению счетов с жизнью.
Если человеку реально написали сообщение: «отдай деньги, или уйди из жизни – не мешай другим» - это, конечно, проще. Когда есть прямое сообщение, которое подталкивает человека уйти из жизни. Это может быть комбинированное с шантажом и угрозой, - подытожил специалист.
В конце Девяткин поднял вопрос о сложностях со своеобразным отношением к формулировкам и высказываниям. Например, фраза «башку сверну» имеет разный смысл в России и США.
У нас менталитет такой в России, когда слова не воспринимают всерьез. Например, сосед кричит кому-то внизу: «отойди от машины, а то я тебе башку сверну», - в США это было бы угрозой убийства. У нас это не будет так воспринято, - пояснил спикер.
С одной стороны, это делает жизнь несколько проще, и не придется в суде лишний раз оправдываться за излишнюю эмоциональность, с другой – когда действительно происходит травля, это, зачастую, не воспринимается органами в качестве потенциальной угрозы для жизни будущего самоубийцы.
Несколько прохладное отношение к жалобам людей может привести к такому печальному результату, как рост числа самоубийств. Особенно в ситуации с самой уязвимой группой - детьми, у которых еще неокрепшая психика и не до конца сформированное мировоззрение. Они легко поддаются на провокации, на тлетворное влияние, развивая в себе комплексы. Острую реакцию может спровоцировать даже случайно оброненное слово, не то, что систематические унижение со стороны другого человека. Особенное, если он взрослый и имеет в глазах подростков авторитет.
Взрослые люди тоже могут быть в зоне риска. Общество говорит, что «у всех проблемы» и «нужно терпеть», загоняя тем самым еще глубже в пучину безысходности. А ведь иногда достаточно просто выслушать человека, не осудив и не призывав его "быть сильным". Важно донести мысль, что обращаться за помощью не стыдно, и что есть проблемы, которые лучше решать со специалистами. Выход можно найти всегда, пока человек жив. После его смерти что-то делать уже поздно.