Кот наплакал? Алтайские учителя стали получать больше, правда, не все
С 1 сентября алтайским педагогам начисляют зарплату по новой системе. Напомним, главное в ней – существенное увеличение окладной части (с 2950 до 7010 рублей). Учителя с нетерпением ждали новых «фишек», но многих они огорчили.
В плюс или минус?
Ещё в середине лета министр образования и науки Алтайского края Максим Костенко анонсировал, что с начала учебного года зарплаты учителей в среднем вырастут на одну-три тысячи рублей и составят 27,5- 28 тысяч рублей. Определённо прибавку обещали тем, кому приходит на карту сумма, равная МРОТу.
В барнаульской школе №53, к примеру, по достоинству оценили новую систему.
«В нашей школе с нового учебного года увеличение зарплаты составило от одной до 11 тысяч рублей, - говорит директор школы Юлия Галкина.- Ещё учителей очень обрадовал уход от «ученико-часа». Так что все эти изменения очень положительно отразились на зарплате. До новой системы средний доход составлял 24 тысячи рублей, сейчас - более 27. При этом учителей, у которых зарплата никак не поменялась, очень мало, но стоит отметить, что у них понизилась нагрузка. При старой системе она бы стала меньше».
Однако есть и те, чьему возмущению нет предела – с сентября жалование им только урезали!
«На руки я получила 11 тысяч 284 рубля, а до этого мне платили МРОТ – 11 тысяч 163 рубля. Так как я уже не считаюсь молодым специалистом, надбавок и компенсаций у меня нет», - рассказывает учительница начальных классов одной из барнаульских школ Надежда.
Получается, что ещё год назад с учётом надбавок педагог получала чуть больше 12 тысяч рублей. При этом сейчас нагрузка не поменялась: она составляет 23 аудиторных часа – то есть с раннего утра и до обеда.
«Наполняемость класса – 28 детей. Раньше из городского бюджета нам доплачивали за количество ребятишек. В связи с пересмотром нового положения надбавки этой больше нет, - продолжает учительница. – Я считаю, что нас немножечко недолюбливают и недооценивают, потому как зарплата в 12 тысяч рублей на руки – очень маленькая при такой нагрузке и такой ответственности. Мы же занимаемся не только обучением, но и воспитанием детей. Лично я считаю, что вот есть у меня ставка, и я должна за неё получать достойную зарплату. Почему я должна до ночи сидеть и проверять тетради и не видеть собственную семью?»
По словам Максима Костенко, полномочия назначать учителям зарплату лежат полностью в ведении муниципалитета. В конкретном случае – администрации Барнаула. Помимо этого, каждая школа индивидуально рассчитывает размер должностного оклада.
«Мы, как краевое министерство, на это никак повлиять не можем, - говорит Максим Александрович. – Наша задача – сформировать фонд оплаты труда и направить муниципалитетам в виде субвенций в том объёме, в котором сам муниципалитет его нам направляет».
Тем не менее, вопросы со стороны профильного ведомства к некоторым барнаульским школам всё же есть. «Разбор полётов» с руководителями состоится уже на этой неделе.
Не та была задача...
По информации руководителя Алтайской краевой организации профсоюзов работников образования и науки Юрия Абдуллаева, не все учителя увидели ожидаемое ими увеличение зарплаты, а некоторые («единицы») ещё и потеряли. Но, по словам профсоюзного лидера, при изменении системы оплаты труда прежде всего ставилась задача уйти от пресловутого формата «ученико-часа»:
«Цели, которые мы ставили, в основном достигнуты, но результаты только первые. Мы не ставили первой целью повышение, мы говорили об уходе от несправедливого «ученико-часа», устранении перекос в оплате труда учителей малокомплектных школ, которые за одну и ту же работу получали в два раза меньше, чем получали учителя полнокомплектных школ. Вторая задача – «оторвать» зарплату от МРОТа. Третья – сделать систему начисления прозрачной и понятной. Сегодня все эти три задачи полностью исполнены. Уже можно сказать, что зарплата учителей малокомплектных школ, а таких в крае более 60%, серьёзно подросла. Вся схема начисления понятна: в ней нет громоздких начислений за каждый час в каждом классе, просто есть минимальный оклад, который вырос в два с половиной раза. Таким образом, гарантированная часть оплаты труда, которая не может быть изменена, составляет по краю около 70%, а где-то даже выше».
По словам Абдуллаева, следующим этапом будет как раз повышение зарплаты.