Дмитрий Шадрин о блеске и нищете якутского кино: «До 2012 года кино было нашим хобби, а не работой!»
За два десятилетия якутское кино прошло стремительный путь развития: вышло в кинотеатры Якутска, получило признание международных кинофестивалей и побило собственные рекорды кассовых сборов. В 2025 году кинодеятель Дмитрий Шадрин задает новую планку – добиться успеха в широком российском прокате… В процессе работы над новым фильмом Шандор рассказал SakhaDay.ru, как вершилась история якутского кино.
Якутское кино нельзя представить без творческого объединения DETSAT, выпустившего 17 фильмов. Примечательно, что объединение было создано в 2006 году молодыми и невостребованными артистами театра.
Участники DETSAT – Дмитрий Шадрин, Алексей Егоров, Михаил Борисов, Ким Семенов, Игорь Говоров, Гаврил Менкяров, Степан Порядин, Прокопий Иванов, Роман Дорофеев, Айсен Лугинов и др., – вместе создали жанр якутской комедии и задали тренд на высокие гонорары. Далее со слов Дмитрия Шадрина:
– «Кыһын тымныы эрээри, дьоллоох дьоҥҥо ичигэс». Помните, был такой фильм? Я подумал, что это выражение хорошо характеризует якутское кино. Ведь 20 лет тому назад в Центральной России снимали свое кино. А мы – DETSAT, Степа Бурнашев, Михаил Лукачевский, Костя Тимофеев, Костя Барашков, Толя Сергеев, – снимали свое кино. В то время в Якутске были только два кинотеатра – «Лена» и «Центральный».
В 2002 году я закончил Высшее театральное училища им. М. С. Щепкина с красным дипломом. И в Саха театре у меня не было ни одной роли! Моей работой было направлять прожектор (смеется). Что я мог сказать своим родителям, которые провожали меня на учебу с Ысыахом?
Культовая комедия «Кэскил» могла не увидеть свет
– На каждый Новый год в театре проводили шоу, я называю его «капустником», пели в париках «Феличита» и песни Аллы Пугачевой. Это было не то! Тогда в 2006 году мы щепкинцы создали свое шоу DETSAT. К тому времени мы уже набрались опыта и думали, а почему мы не можем сделать что-то свое?
Нашим первым творением стал сериал «Кэскил» вроде «Городка». Все имена героев – это прозвища моих односельчан, у которых я попросил разрешения на использование. И когда мы принесли сериал тогдашнему президенту НВК «Саха», он запросил у нас 1 миллион рублей, чтобы «Кэскил» показали на канале. Представляете? 1 секунда стоила 14 рублей! Мы говорили: «Обычно же покупают… Это же рейтинги!» Нам ответили: «Какие еще рейтинги?!» Нам повезло, что нас поддержал Иннокентий Киренский, он взял наш сериал на НВК «Саха».
Дальше мы решили, что «Кэскил» должен стать полным метром. В апреле мы приостановили показ на НВК «Саха» и объявили, что концовка выйдет в мае в кино. Конечно, мы досняли концовку.
Нас поддержал директор кинотеатра «Центральный» Александр Джурович Данилов. Мы договорились о 5 сеансах. Если заполняемость зала будет меньше 30%, то показ должен был сняться, чтобы кинотеатр не понес убытки. Показ «Кэскил» мог закончится в дебютный день 2 мая… И знаете, когда закончился показ? 2 июля на мой день рождения. Тогда все говорили, что это наш первый миллион! Мы заработали 997 тысяч рублей и половину заплатили кинотеатру.
Кризис 2012 года перестроил якутское кино
– Как мы снимали фильмы? Мы с Лешей Егоровым, нынешним директором «Сахафильма», рисковали. Всем оплачивали двойные гонорары после проката, когда выручали деньги. Мы перекручивали цены: 30, 60, 120, 250 тысяч рублей! Нам удавалось так работать до 2012 года.
Раньше билеты в кино стоили 50 – 100 рублей. А потом сравнялись выручка от показов и оплата гонораров съемочной группе. Потому что все вокруг дорожало, а население республики маленькое… Мы как продюсеры вышли в 0. После этого мы начали говорить о том, что якутское кино умрет, если не будет государственных субсидий. Тогда потихоньку началась практика субсидий.
Так, после выхода «Юбилея» в 2012 году, DETSAT перестал снимать фильмы, которые хотел. Дальше мы стали придумывать сценарии под какую-либо тему или заказ, чтобы получить грант.
Конечно, я скучаю по старым добрым временам DETSAT. Тогда у всех так горели глаза! Мы снимали добрые комедии с хеппи-эндом. Кино было нашим хобби, а не работой!
Якутское кино стало фестивальным
– В 2015 году я как директор «Сахафильма» разговаривал с главой Якутии Егором Борисовым. Егор Афанасьевич у меня спросил, какие цели и задачи. Я ответил, что нужно выходить за пределы Якутии. (Я ненавидел фестивали, потому что какие-то 7 человек судят твой фильм. Но Леша Егоров посоветовал мне сфокусироваться на фестивалях, и я прислушался к его мнению.)
Я на 65% поменял сотрудников «Сахафильма», позвал Сардану Саввину, Любовь Борисову, Семена Аманатова, Эдуарда Новикова. Вместе мы нацелились на кинофестивали класса «А»: Берлинский кинофестиваль, Каннский кинофестиваль, Шанхайский кинофестиваль, Московский кинофестиваль, Фестиваль в Торонто и др. И мы их взяли!
Отвечая на ваш вопрос о том, что я думаю о нынешнем якутском кино, хочу сказать… Это была наша мечта! Мы продавали билеты по 50 рублей. А сейчас столько кинотеатров и субсидий! Ни в одном регионе нашей страны нет грантов на производство фильма (разве что дают деньги на показ по 44-ФЗ). А у нас гранты раздают как конфеты маленьким детям: «Снимай, что хочешь!» С 2020 года появилась возможность привлекать частных инвесторов.
Фильм «Кандидат» хотели продать «Единой России» перед выборами 2023 года?
– В фильме «Кандидат» я собрал героев Вселенной DETSAT, чтобы поставить точку. Это же наше детище, мы не могли продать его. Если бы мы хотели продать фильм какой-либо партии, то изначально сняли бы под эту дудку.
Перед съемками «Кандидата» я позвонил Вове Дормидонтову, за которым наблюдал как куратор шестых щепкинцев. «Хочешь научиться продюсированию? Высший пилотаж – снять без ничего!» – сказал я Вове. Он принял вызов.
А вторую концовку «Кандидата» я снял, потому что первая меня не устроила. Точно так же я поступил как продюсер фильма «Надо мною солнце не садится» (я автор идеи, это моя дипломная работа). Я сказал режиссеру Любе Борисовой: «Давай дадим зрителю то, что он хочет. Пусть дочка приедет к отцу». И концовку пересняли (хоть многим не понравился финал).
Я хотел впервые в России взять два прокатных удостоверения на один фильм с разными концовками. Но прокатку еще не дали, хотя обещали.
Что я думаю об отмене прямых выборов мэра Якутска? Я много работал на выборах как артист и, приезжая в деревни, видел страшные глаза людей. Они верили, что какой-то кандидат изменится… Старались встретить тойонов… Ссорились… Для меня это была трагедия. И мы с Лешей Егоровым решили, что когда-нибудь снимем фильм о больших выборах. Я двояко отношусь к выборам. С одной стороны они нужны, а с другой – они разделяют людей, – ответил Дмитрий Васильевич.
*** *** ***
Напоследок отметим, что теперь Дмитрий Шадрин хочет, чтобы кино якутского производства смотрели не только на фестивалях, но и в кинотеатрах по всей России.
Дмитрий Васильевич нынче зимует во Вьетнаме, где работал над сценарием своего нового фильма о телефонных мошенниках. Скоро начнутся съемки. Дмитрий Васильевич хочет создать киноальманах на актуальную тему, где расскажет об историях жертв мошенников из разных уголков страны. В написании сценария в качестве консультантов помогали сотрудники МВД Республики Саха (Якутия). Своим фильмом он хочет достучаться до людей, чтобы они больше не велись на мошеннические схемы.