Красоту, гармонию и стиль открывает в старинных узорах новгородка Яна Примерина
Насколько широки интересы жителей нашего города, говорят за себя их жизненная позиция и разнообразные увлечения. Новый материал постоянной рубрики «Горожане» интернет-газета «Новгород» посвящает теме рукоделия, отсылающего к многовековой традиции, прославившей один из северных регионов нашей страны. А собеседницей издания в этот раз стала Яна Примерина, которая создаёт необычные творения в технике вологодского кружева.
Двумя веками ранее
Мерный стук деревянных коклюшек (специальных палочек, при помощи которых плетётся узор. – прим. авт.), по словам нашей героини, способен оказывать поистине медитативный эффект. В том, что затейливые звёздочки и розетки, перемежающие строгие решётки, создаются вручную, веришь, только когда наблюдаешь лёгкое и уверенное движение рук мастерицы.
«Мне нравятся и техника, и процесс, и результат. Есть что-то расслабляющее в плетении, и всегда особый восторг, когда открепляешь булавочки и снимаешь готовое изделие», – делится новгородка Яна ПРИМЕРИНА.
С ней мы познакомились недавно в региональном Управлении федеральной налоговой службы, где и трудится собеседница «Новгорода». А поводом для дальнейшего интервью послужила украшавшая приёмную узорчатая изящная лошадка, – как выяснилось, выполненная руками Яны в уникальной технике сцепного вологодского кружевоплетения.
Ремесло восходит к XVI–XVII векам, а в качестве промысла в Российской империи упоминается с первой четверти XIX столетия. По некоторым источникам, в 1820-е близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали вплетать отделки к платьям и белью, создавать декоративные изделия. Вскоре многие мастерицы начали осваивать методику плетения кружев с использованием серебряных и золотых нитей из волочёной проволоки или из шёлковой нити-сердечника, обвитой металлической нитью. Изделия в таком исполнении особенно ценились знатью.
Врата в дивный мир
Но как сама Яна познакомилась с этим искусством и влюбилась в него? О том говорят бережно хранимые школьные тетрадки с вклеенными в них первыми «пробами пера» – образцами узоров и мини-салфетками. А также фото учительницы труда.
«Нина Алексеевна преподавала у нас в березицкой школе Парфинского района. Она пришла к нам работать, когда я училась в 10 классе. Переехала к нам как раз с Вологодчины, – рассказывает о педагоге Яна. – Она открыла мир рукоделия многим девочкам, была настоящей мастерицей. Что она только не умела! И вязала, и шила игрушки, и потрясающие цветы делала. Учила нас челночной вышивке, фриволите. Мне вот понравилась именно техника вологодского кружева».
На салфетках увлечённая ученица и оттачивала сперва мастерство. Их со школьной поры сохранилось немало. На первых работах, признаёт Яна, узор ещё не бежит, не вьётся, а скорее осторожно ступает, нащупывая путь.
Кстати, постигала искусство создания кружева наша героиня вместе с одной из своих сестёр. Первые коклюшки девушки делали сами – из веточек росшей неподалёку от дома ивы.
«Палочки эти мы потом тщательно шлифовали наждачкой. Сами же изготавливали и валик, который набивали ветошью и опилками. Благо в доме родители держали курочек, так что материала для набивки хватало», – посвящает в тонкости Яна Примерина.
В помощь зачётке
Для создания узорного изделия требуются уже упомянутые подушка-валик и коклюшки, а также булавки и сколок (схема плетения на бумаге. – прим. авт.). Что касается ниток, в ходу у современных мастериц отбелённый или суровый лён, иногда шёлк.
«Всё начинается с плетешка, этакой косички из четырёх ниточек. Дальше идут отвивные петельки, они придают узору пышность, – демонстрирует ход работы Яна. – Полотнянка наоборот придаёт строгость. Мне же особенно нравится скань, она выделяет рисунок, делает его объёмным».
Насновка – один из четырёх основных элементов кружевоплетения – считается наиболее сложной для новичков из-за необычного взаимодействия пальцев и коклюшек, от которого зависит степень натяжения нитей. Для вологодского кружевоплетения характерна овальная насновка, создающая узор в виде лепестков.
«Я думала, что после 11 класса увлечение сойдёт на нет. Но оно меня по-настоящему затянуло», – вспоминает мастерица.
Переезд в Великий Новгород, учёба, замужество, первый декрет, – коклюшкам и узорам всегда удавалось посвящать время и силы. За плечами нашей героини техникум, а после и РанХИГС, где она получила образование экономиста. Даже в ту пору хобби оставалось частью жизни Яны.
«Моё увлечение меня выручало на сессиях: на экзамены я ходила, надевая что-то, что сплела своими руками. То воротничок, то болеро. Это всегда привлекало внимание преподавателей. И вскоре будто стало приметой, – плохих оценок мне не ставили», – смеясь, отмечает она.
Где искать вдохновения
На одну работу может уйти и месяц, и несколько, – всё зависит от основной занятости, размера изделия и затейливости узора. Так, упомянутая лошадка появилась за 2 недели, а вот жилет, например, потребовал полгода кропотливой работы по вечерам. Некоторые из последних творений Яны отсылают к Новгородчине: салфетка в виде софийской голубки и панно с храмом.
Воротнички, манжеты, болеро и ныне покоряющие многих модниц галстуки – за годы Яна освоила много изделий. На продажу творения, признаётся она, не делала никогда, – предпочитает дарить, радуя друзей, близких и, конечно же, родных. В числе тех, кто всегда искренне ждёт сотворённого умелыми руками подарка, – дочки и сёстры.
Что до преемственности, старшая дочь к рукоделию прохладна, а вот младшая с удовольствием берётся за нить и коклюшки вместе с мамой.
Из творческих планов нашей героини на ближайшее время – приступить к плетению очередного узорного галстука, а также воротничка, декорированного бусинами.
О том, чтобы вести мастер-классы и учить старинному ремеслу желающих, новгородка всерьёз не задумывается. И о своих умениях в целом отзывается скромно: «Я ведь знаю лишь основы». При этом Яна не теряет надежд обрести единомышленниц в нашем городе, с кем можно обмениваться опытом и вдохновением.
Есть у неё и личные стремления – однажды посетить родину уникального ремесла.
«В Интернете я много читала о вологодских музеях, – в каждом есть свои экспозиции, посвящённые кружевоплетению. Недавно в одном из таких была моя коллега, она рассказывала о потрясающих свадебных платьях, выполненных в старинной кружевной технике, – говорит Яна Примерина. – Надеюсь, однажды и мне удастся побывать там и наконец увидеть эти произведения».
Ксения Пугач
Фото Людмилы Степико
и из личного архива Яны Примериной