США усилили шпионаж на Черном море и на Балтике
Что ищет американский самолет Poseidon у берегов Крыма
Патрульный противолодочный самолет ВМС США P-8A Poseidon с бортовым номером 168852 и позывным PS046 во вторник осуществил разведывательный полет вблизи побережья Крыма. Он вылетел с авиабазы, расположенной на Сицилии и, пройдя воздушные пространства Греции и Болгарии, приблизился к полуострову в районе Севастополя.
В тот же день, во вторник, стратегический военный самолет-разведчик ВВС США RC-135W с бортовым номером 62−4139 и позывным LENT34 «обследовал» российские границы поблизости от Ленинградской и Псковской областей, находясь в воздушном пространстве Эстонии. Незваный гость прилетел к нам с авиабазы Милденхолл в Великобритании.
Надо сказать, что не все полеты американских разведчиков завершаются сбором интересующих военную разведку США данных. И причины тут отнюдь не внешние. Наученные горьким опытом пилоты не приближаются к границам России, что называется, на пушечный выстрел, поскольку в прошлом году истребители ВВС РФ совершили несколько эффектных условных перехватов. В связи с чем американцы жаловались на то, что российские пилоты создавали реальную угрозу безопасности полетов. Странные заявления, когда речь идет не о гражданской, а о военной авиации.
Так, 21 марта другой разведчик — RC-135W с бортовым номером 62−4138 и позывным PAPPY83 — взлетел с той же самой авиабазы Милденхолл в Великобритании, чтобы следовать в район Калининграда. Однако на борту обнаружились технические неполадки, нарушение герметизации кабины, в связи с чем самолет кружил над авиабазой 3 часа на полуторакилометровой высоте, выжигая топливо.
Самолет, что называется, надорвался, поскольку в течение последних шести месяцев совершал практически ежедневные полеты к границам России на юге Балтики, а также к берегам Баренцева моря. Зачастую RC-135W работает в паре с противолодочным «Посейдоном», «инспектируя» берега Калининградской области.
За последний год резко возросла активность полетов американских самолетов-разведчиков вблизи государственных границ России. Наибольший интерес для них представляют военно-морские базы на Черном и Балтийском морях. А также места дислокации боевых кораблей ВМФ РФ в Средиземноморье и у берегов Сирии. В среднем американские шпионы ежедневно совершают два полета к российским границам.
И это не только мнение, бытующее в российском военном ведомстве. Об этом открытым текстом говорят уже и американцы. В сентябре прошлого года в Washington Post была опубликована статья, в которой говорится, что спецслужбы США расширяют шпионские операции против России до самых крупных масштабов с момента окончания холодной войны. Этот вывод делается на основании высказываний источников газеты в ЦРУ и АНБ. Приоритеты изменены радикальным образом. Если еще совсем недавно основные усилия американской разведки были направлены на мониторинг террористических движений и зон военных действий США, то теперь главным «клиентом» американских спецслужб стала Россия.
«Шпионская мобилизация» включает в себя как использование самых разнообразных технических средств, условно легальных, — спутниковых сетей, разведывательной авиации, так и кибершпионажа и тайных операций ЦРУ.
Разумеется, приводится причина смены шпионского вектора. Washington Post говорит о том, что в последние годы американская разведка одряхлела, не имея возможности соперничать с достойным противником. И вот теперь Россия, накачавшая оборонную мускулатуру, предоставляет рыцарям плаща и кинжала возможность «повысить квалификацию». Ну, и, естественно, упоминаются и агрессивные намерения России — без этого теперь ни шагу.
В то же время официальные лица (не источники) утверждают, что, несмотря на усиление разведывательной деятельности в отношении России, у Вашингтона нет намерений вернуться к масштабам противостояния двух разведок, которые имели место во время холодной войны. Тогда на шпионаж в отношении Советского Союза и стран социалистического содружества расходовалось 40% бюджета американских спецслужб. Сейчас — 10%. Однако динамика наблюдается весьма бурная. Всего лишь 2 года назад эта цифра не дотягивала и до 3%. Если так пойдет и дальше, то застарелый рекорд вполне может быть побит.
Типичное уравнение с тремя неизвестными, которое не имеет решения. Поскольку точно известен лишь один параметр — 53 млрд., затрачиваемых на американскую разведку.
А в это время американский разведывательный воздушный флот работает на пределе своих возможностей. В ВВС США эксплуатируются 19 самолетов Boeing RC-135 трех модификаций — V. W. и U. В их задачи входит проведение радио- и радиотехнической разведки источников излучения наземного, морского и воздушного базирования в сантиметровом, дециметровом и метровом диапазонах волн. То есть самолет занимается как радиоперехватом эфирных каналов связи, так и обнаружением военных объектов и сбором данных по их электромагнитным излучениям. Самолет также способен передавать полученную информацию на самолеты ДЛРОиУ, которые предназначены для наведения на цели истребительной и бомбардировочной авиации. Одна из первостепенных задач — получение «электромагнитного портрета» неизвестных прежде средств ПВО и ПРО противника с целью использования этих данных при разработке эффективных средств радиоэлектронной борьбы.
RC-135 создан на базе авиалайнера Boeing 707, появившегося в середине 50-х годов. Вначале планер гражданского самолета использовали для строительства топливозаправщиков KC-135. В середине 70-х годов дошла очередь и до производства RC-135.
К самолетам предъявляются три главных требования: надежность, большое время патрулирования и грузоподъемность в купе с просторным аппаратным отсеком. Разнообразную шпионскую аппаратуру обслуживают до 16 операторов.
Появление самолета-шпиона в относительной близости от военных объектов — это, конечно, неприятная ситуация. Однако существуют методы снижения результативности полетов RC-135. И это не только отпугивание их от границ при помощи истребительной авиации. При приближении шпиона на опасное расстояние (а перемещение всех самолетов в воздушном пространстве мира прекрасно отслеживается со спутников) минимизируется деятельность излучающих антенн наземных комплексов.
Что же касается P-8A Poseidon, который сильно интересуется ситуацией в Севастополе, то это совсем новый самолет, поступивший на вооружение ВМС США в 2013 году. В качестве базовой модели для него был избран авиалайнер Boeing 737. И хоть он называется противолодочным, но реально — многоцелевой морской самолет. Предназначен не только для поиска и уничтожения подводных лодок, но и для проведения радиотехнической разведки. Для этого на нем установлена необходимая аппаратура.
Подводные лодки самолет обнаруживает, прежде всего, при помощи гидроакустических буев. Меньшую эффективность поиска предоставляет магнитометр, фиксирующий магнитные аномалии. А также РЛС, но она способна обнаружить лодку, находящуюся на перископной глубине. Но все это имеет смысл применять при патрулировании акватории вблизи своих берегов либо в зоне нахождения свой авианосной ударной группы. К Крыму «Посейдон» устремлялся, чтобы прощупать электромагнитный фон, создаваемый находящимися на севастопольском рейде боевыми кораблями. А объектов для изучения более чем достаточно, поскольку на корабли приходит новое поколение ракетных комплексов различного назначения.
Владимир Тучков
Фото: defense.gov