Россия превратилась в банановую республику
Самая большая страна мира, отказавшись от социалистической идеи, беспомощно зависла между "первым" и "третьим" миром. Войти в когорту развитых стран не позволяет неэффективная экономика, влиться в тесные ряды африканских и латиноамериканских стран - наличие уникальных технологий и предприятий, выпускающих изделия экстремальной сложности. Так и болтаемся сосиской на глобальном турнике, не имея сил на "подъём-переворот" и воли для того, чтобы соскочить со снаряда и не мучиться.
Лет 5 назад казалось, что от Германии нас отделяет совсем чуть-чуть. Одна строчка в рейтинге государств с высоким ВВП, которую нефтяная сверхдержава планировала преодолеть одним махом. Не сложилось. Подкосил экономический кризис и невесть откуда взявшаяся геополитическая решимость властей. И теперь мы радуемся даже самым скромным успехам народного хозяйства.
Вчера премьер Медведев на агропромышленной выставке "Золотая осень" похвалил сельское хозяйство за устойчивый экономический рост. И урожай пшеницы рекордный, и экспорт продовольствия превысил зарубежные поставки оружия, и с импортозамещением полный порядок. А, самое главное, Россия выбивается на лидирующие позиции по экспорту бананов! Не спешите протирать глаза. В первом полугодии 2016-го наша страна поставила Минску рекордные 17,3 тысяч тон этих тропических фруктов на общую сумму 13,2 миллиона долларов или практически половину всего бананового экспорта Белоруссии. Нечего сказать, всем достижениям достижение.
Помните, как 2008-м хотели сразить планету наповал своими инновациями и новой силиконовой долиной под названием "Сколково", возведённой в чистом поле. Вместо этого кормим бананами. А под инновациями, быстро вошедшими в чиновничий обиход, понимаем что угодно, кроме того, что надо понимать - энергосберегающие лампочки в цеху, построенном 80 лет назад, смартфоны в качестве новогоднего подарка топ-менеджменту, и так далее. И здесь ведём себя, как самая что ни на есть захудалая банановая республика.
Для начала отметим, что самая коррумпированная страна при наличии воды, плодородной почвы и политической воли в состоянии обеспечить себя продовольствием. Глядя на нынешние успехи агропрома следует задаться вопросом, почему до комплексной поддержки сельхозпроизводителя не додумались в "жирные годы", когда нефтедоллары было до такой степени некуда девать, что готовы были проводить Олимпийский Игры хоть раз в два года? Видимо, другие были интересы у политической элиты и другие стояли задачи, далекие от нынешних ура-патриотических.
В публицистике термин "банановая республика" применялся в отношении политически нестабильных латиноамериканских диктатур. Речь идёт об аграрных странах, ориентированных на экспорт фруктов и сырья, с развитой добывающей и отсуствующей обрабатывающей промышленностью, огромным социальным расслоением и крайне дешевым низкоквалифицированным трудом. С российской действительностью можно обнаружить много общего. Сельское хозяйство идёт в гору, добывающая промышленность медленно, но растёт. В январе-августе 2016-го прибавила 0,1%. А обрабатывающая - падает. Стало быть, структурно наша экономика приближается не к Германии и Франции, а к Эквадору и Колумбии. По разрыву доходов богатых и бедных мы - отнюдь не Швеция. Скорее, Уругвай или Бразилия. Медианная зарплата - 24 тысячи рублей, или 350 долларов, позволяет вице-премьеру Дворковичу похвастаться на правительственных посиделках тем, что производить продукцию в России стало выгоднее, чем в Китае. Докатились уже до того, что Поднебесная готова доверить северо-западному соседу отвёрточную сборку легковых автомобилей на его территории. Если где-нибудь в Аду есть плинтус, то вот он. Страна, экономическая модель которой построена на копеечном труде, начала доверять правопреемнице Советского Союза черновую работу, которую трудно испортить.
При скверном уровне жизни большинства населения число долларовых миллиардеров приближается к сотне. К экономике развитой страны такой "баланс доходов" не имеет никакого отношения. Таким образом, слезая с нефтяной иглы, мы подсаживаемся сразу на два новых наркотика. С одной стороны, продолжаем строить несовременную и неприбыльную в исторической перспективе аграрно-индустриальную экономику, с другой - делаем это с помощью отчуждённых от собственности работяг, согласных трудиться за миску риса. Того и гляди начнут писать в заводских столовых, как в армейских: "Ешьте кашу - мать вашу!" А мясо, бананы и легковые автомобили страна будет гнать на экспорт, перераспределяя валюту между индустриальными магнатами.
Обозреватель Noteru.com Сергей Рунько