Шноре: для русскоязычных все сделали, а они плюются и морщатся
В Латвии пора прекратить интеграцию русскоязычных, потому что это бессмысленная трата денег и времени. Все, кто хотел, уже интегрировался, остальные – безнадежны. Такое мнение в интервью газете Neatkarīga высказал депутат Сейма от Нацинального объединения, режиссер Эдвин Шноре.
По его мнению, в современной геополитической обстановке Латвия должна настойчивее “актуализировать в разговорах с западными партнерами потенциальные угрозы, которые кроются в так называемом “русском мире” и путинской России”, передает Mixnews.
“Но в нашей стране важнее политкорректная сказка о “наших русских”, которую нам рассказывают уже 25 лет. “Наш русский мир” по умолчанию не может быть угрозой. Никто на самом деле в это не верит, но продолжает талдычить. Опросы и исследования время от времени показывают то, что не следовало бы, но неудобные данные обычно скрываются, позитивные места приукрашиваются, и снова все выглядит прекрасно.
Отчасти я понимаю это “наперсточную” тактику, потому что политики и в самом деле не понимают, что нужно делать. Побуждать неинтегрируемых русских мигрантов к отъезду из страны – табу, можно прослыть нацистом и русофобом. А в области интеграции все уже испробовано – курсы, исследования, буклеты, ТВ, радио, школы, детские садики – все это уже на подносике уже принесено, пережевано и ложечкой зачерпнуто, но ребеночек все равно морщится и выплевывает», — говорит Шноре.
Депутат и режиссер нашумевшего фильма «The Soviet Story» считает, что единственный правильный путь — вообще прекратить интеграцию русскоязычных.
“Не тратить на это ни одного цента. Те, кто хотел интегрироваться, давно это сделали. Остальные, кто не сделал, этого не хотят и не захотят. Не для того же они сюда ехали в свое время и обосновались, чтобы учить латышский. Им нравится Латвия, и они здесь находятся, потому что тут в своем роде – маленькая Россия, где все по-русски, но одновременно порядок, чистота и евро. Мы же видим, что даже из России переселенцев становится все больше. Они даже не от Путина бегут, от бардака”, — говорит депутат.
Эдвин Шноре считает, что пора каждому для себя понять, какую Латвию мы хотим видеть .
“Нам самим остается внести ясность, какую Латвию в будущем мы хотим видеть – маленькую Россию или что-то другое. 25 лет после восстановления независимости – это последний срок, чтобы все, что происходит по-русски, наконец перевести на латышский язык. Это существенно по многим причинам. Во-первых, по причине национальной безопасности. Обрусевшая Латвия выгодна Кремлю, потому что она часть “русского мира”, который надо защищать. Я уверен, что Латвия, к примеру, без образования на русском языке, будет куда менее привлекательна, и многие, для кого главное преимущество Латвии – русскость, уедут”, — уверен Шноре.
Он убежден, что пора прекращать стыдиться своего языка, это только пойдет на пользу представителям других национальностей, живущих в Латвии.
“Я убежден, что Латвия, в которой все происходит по-латышски, способствовала бы лояльности представителей других национальностей куда больше, чем тогда, когда все переводят на русский. Я с самого детства жил в русской среде. Под Ригой, где я вырос, вокруг жили почти одни только русские. Я понял, что лояльность возникает только там, где есть уважение. Никто не хочет себя ассоциировать с трусливым подхалимом или человеком, который стыдится своего языка. На этой основе трудно формировать лояльность.
В Эстонии от эстонцев русский язык услышишь куда реже. И несмотря на это, мы видим, что российская оппозиция перебирается жить не в Латвию, а в Эстонию. К примеру даже Артемий Троицкий. Как и в Литве. Там русский звучит еще реже, связь с Россией еще слабее, однако именно в Литве российская оппозиция проводит конгрессы с ведущими оппозиционерами, противниками режима Путина – Каспаровым, Боровым, Ходорковским».
“Русская среда в Латвии – пропутинская. А латышская зато – подхалимская и услужливая. Даже у местных русских уже вызывают усмешки наши интеграционные упражнения. Думаю, нам пора остановиться, собраться и объединиться для поступка? Полного уважения и к себе, и к другим. Много не надо – просто не стыдиться своего языка и того, что те, кто здесь живут, будут с нами считаться. Это только нормально”, — уверен Шноре.