Россию и Путина лишают допинга
Что объединяет 145 миллионов россиян, заставляя их жить в одном государстве и не распадаться на маленькие народные республики? Общие бытовой уклад? Едва ли. Сравните Якутию, Карелию, Свердловскую область и Дагестан и почувствуйте разницу. Социальный консенсус? Тоже нет. Эпатажный бизнесмен Дмитрий Потапенко и простой шахтер Кузбасса искренне презирают друг друга, не особенно скрывая это. Равенство перед законом? Не смешите колени Евгении Васильевой и сына вице-президента "Лукойла". Всё не то. А что же тогда? Неужели проевшие плешь путинские духовные скрепы? Как это ни пафосно звучит, но они самые – общее великое прошлое, большие победы, мобилизующие нацию мегапроекты и, конечно же, вера в светлое будущее, которое непременно наступит, если все эти планы воплотятся в жизнь.
Потому и не разрушили страну экономические санкции, что вертели их на "Искандерах" все и вся, начиная с псковской пенсионерки, заканчивая главой президентской администрации Сергеем Ивановым. Который открытым текстом в программе "Вести в субботу" рассказал Сергею Брилеву, что искренне хочет, чтобы ограничительные меры продержались подольше. Несмотря на падение показателей ВВП и уровня жизни, некоторые отрасли народного хозяйства переживают ренессанс. В первую очередь, это касается химпрома и сельского хозяйства. Остальные болезненно перестраиваются, но, вопреки прогнозам западных экспертов, умирать не спешат. И население страны, в целом, понимает природу трудностей и даже гордится самим фактом противоречий между Россией и Западом.
Действительно, воевать против России такими методами – что тушить костер против ветра. Наши чиновники, как заправские психотерапевты, давно раскусили наши страхи и фантомные боли, чем с большим успехом пользуются, как минимум, 12 лет. По сути, требования консервативного большинства из 145-миллионного населения к своим предводителям таковы: "Можете закручивать гайки, вытирать ноги о права и свободы, не обращать внимание на наши проблемы, ошибаться в вопросах экономики, даже в меру подворовывать… главное, не дирижируйте оркестрами, не мочитесь на колеса "Боингов" и не позорьте на весь мир". Потихоньку этот месседж доходит до европейских и американских, которые бьют нас по самому больному – по международному демонстративному престижу.
Дисквалифицировали сборную России по легкой атлетике за употребление мельдония отдельными спортсменами. Лишили нас тем самым удовольствия пристально наблюдать за медальным зачетом в Бразилии, отвлечься от повседневных проблем, подумать, как здорово "нахлобучить" этих европейцев и американцев под звуки национального гимна. И это прямо перед парламентскими выборами.
Вчерашние образцы для подражания демонстрируют, кто малодушие, кто индивидуализм, не вписываясь в общепринятую государственную мораль.
Вот уже юная прыгунья с шестом Алена Лутковская заявила, что для нее спорт и Олимпиада важнее выступления под триколором, за что юная звезда получила в соцсетях клеймо предательницы и угрозы расправы ледорубом. Хотя поведение вполне вписывается в канву поведения "квалифицированного потребителя" министра образования Фурсенко. И кто-то из либерально мыслящих интеллигентов этот шаг даже поддерживает, анонсируя массовый отъезд российских легкоатлетов в другие федерации.
Действительно, международная ассоциация легкой атлетики ИААФ допускает, что отдельные подданные королевы спорта могут приехать в Страну диких обезьян под олимпийским флагом, как это уже было однажды зимой 1992-го года после распада СССР и фактической ликвидации самой сильной сборной мира. Вот только идти навстречу МОК готовы не все. Двукратный олимпийский призер в ходьбе на 50 километров Денис Нижегородов, к примеру, категорически отказался. Скорее всего, его примеру последует и Елена Исинбаева, для которой Бразилия станет последним шансом. И это далеко не все злоключения. 21 июня спортивные чиновники будут рассматривать вопрос о дисквалификации всей сборной России. Иными словами, вынудят нас, пребывающих в кризисе и под санкциями, жить совсем без допинга и гордиться одним только ядерным оружием.
То, что это целенаправленная стратегия – сомневаться не приходится. Несколько дней назад английские и французские футбольные бюрократы призывали под надуманным предлогом дисквалифицировать футбольную сборную России в надежде, что эффект будет такой же. Правда, в конце концов решили этого не делать и вовремя спохватились, ибо поступок был недальновидный. Вероятность не то, что триумфа, а просто локального успеха дружины Слуцкого минимальная, а снятие с турнира могло создать у нас иллюзию, что нас испугались по спортивным показателям. "Пусть вылетают сами", - подумали в УЕФА, отказавшись от драконовских мер.
А вот лишить Россию права проводить Мундиаль 2018 – это, действительно, больно, эффектно и удар ниже пояса в канун путинских президентских выборов. Посильнее, чем исключение из символического клуба G8, объявленного с легкой руки пропаганды "сборищем импотентов". А ведь как гордились в свое время статусом "бессильной страны"! Выйти из подавленного состояния и вспомнить, что мы объединены духовными скрепами, после такого будет, ой, как непросто.
Санкционную войну против России сменило новое противостояние – имиджевое. Готовы ли к нему гражданское общество и национальная элита, делающие ставку на внешние достижения – не известно.
Обозреватель Noteru.com Сергей Рунько