Как «Промсоюз» отбирал землю у дольщиков СУ-155, плодя судебный абсурд и уголовные дела
Казалось бы, истории с обманутыми дольщиками — это уже прошлое. Но увы, это, как видно из обращения в редакцию «Аргументов недели», такие истории не исчезли окончательно. Нам рассказали как в Москве «исчезает» земля банкротов, а новые владельцы 8 лет воюют с дольщиками через суды и полицию, вводя в заблуждение государственные органы. Это не просто история долгого банкротства и юридической неразберихи. Это хроника планомерного захвата, где новый игрок — ООО «Промсоюз» — использует систему как оружие против обманутых граждан. Их тактика: ввести в заблуждение суды, а затем и полицию, чтобы переписать историю, «очистить» актив от долгов и выставить пострадавших дольщиков преступниками.
История эта, начавшаяся с банкротства строительного гиганта СУ-155, превратилась в настоящую юридическую драму с элементами криминала. Суть конфликта вращается вокруг судьбы квартир, приобретенных дольщиками у субподрядчиков на земле, принадлежавшей «Калибровскому заводу». Всё началось прозаично-стандартно: холдинг СУ-155 строил жилой комплекс на ул. Бочкова на территории своего «Калибровского завода». Работы часто вели подрядчики в обмен на будущие квартиры — своего рода бартер. Те, в свою очередь, продавали эти квартиры людям.
Когда СУ-155 «рухнул», а его активы по поручению Правительства РФ перешли к банку «Российский капитал», которому было поручено завершить строительство проблемных объектов застройщика. Юридическая защита требований дольщиков осуществлялась в рамках законодательства о банкростве, согласно которому дольщики должны вернуть свои деньги или получить купленные квартиры. Арбитраж Московской области в деле АО «СУ-155» № А41-1022/2016 подтвердил: требования обманутых дольщиков, купивших квартиры у подрядчиков, законны, как и требования самих подрядчиков. Казалось бы, вопрос решен и остаётся дождаться, когда дома будут достроены.
Пока банк «Российский капитал» выстраивал план спасения СУ-155 произошло «чудо»: земля «Калибровского завода» была продана в отдельном процессе №А40-168854/2014, как будто никогда не имела отношения к холдингу. По сути, произошло то, что юристы называют «Юридическое обнуление» актива. И попытка ввести суд в заблуждение. Для чего? Да чтобы не возвращать вложенные средства дольщикам. Примечательно также, что участок был оценен как земли общего пользования без возможности строительства, что позволило обосновать минимальную цену лота, а купили его фактически под строительство, которое было согласовано еще прежними владельцами на Градостроительно-земельной комиссии Москвы.
Итак, «Промсоюз» покупает землю Калибровского завода — один из ключевых активов СУ-155. При этом, «Промсоюз», получив в свое распоряжение землю завода, фактически начал оспаривать правомерность сделок, заключенных прежним руководством. А для того, чтобы уйти от обязанности возместить дольщикам потраченные деньги, и в суды подается искаженная реальность, в стиле «я не я и лошадь не моя». Дескать какие-такие дольщики с какими-то требованиями? Мы им ничего не должны. Главный аргумент был таков: эта земля якобы никак не связана с долгами холдинга, а значит, дела дольщиков — тоже. С этой позицией «Промсоюз» затеял восьмилетнюю судебную битву, целью которой было не найти истину, а измотать противников. Судебная война, где цель — не поиск истины, а измор оппонентов ожиданием справедливости длинною в годы длится уже 8 лет.
Чтобы лишить субподрядчиков, а затем и дольщиков, законных прав на квартиры или денежную компенсацию, юристы «Промсоюза» прибегали к весьма оригинальным юридическим конструкциям. К сожалению, суды им в этом следовали. Каким образом? Смотрите сами:
По настойчивому мнению стороны «Промсоюза», если компании долго работали вместе (как СУ-155 и его подрядчики), между ними возникает «дружественность». А «дружественность» приравнивается к аффилированности. Это смертельный аргумент: аффилированность — основание для отмены сделок банкрота. Выходит, многолетнее сотрудничество из достоинства превращается в порок. И эта позиция, без конкретных доказательств, была поддержана Девятым апелляционным судом и оставлена в силе судом округа. Так многолетний добросовестный партнер превращается во «врага системы» по иску нового владельца, которому просто невыгодны старые обязательства. И что суд? Суд верит в утверждение представителей «Промсоюза»! И при этом не верит противоположной стороне.
Поневоле возникает мысль, что не про ту «аффилированность» говорят представители «Промсоюза». Здесь скорее видится аффилированность компании и представителей судебного корпуса, принимающих решения. Простите, но по-другому подумать трудно...
В 2015 и 2017 годах арбитражные суды Москвы и Московской области, изучив первичные документы, дважды подтвердили долги СУ-155 и права подрядчиков на квартиры в счет их погашения. Казалось бы, факт установлен. Но в 2020-м «Промсоюз» добивается пересмотра. Девятый арбитражный апелляционный суд обнуляет свои же акты, мотивировка шокирует: предыдущие решения не имеют преюдициальной силы, потому что в споре «иной состав участников». Получается, формальная замена стороны позволяет пересматривать установленные факты бесконечно. Когда подрядчик находит и представляет «первичку» в третий раз, суд заявляет, что срок представления доказательств истек. Абсурд? Но не к этому ли абсурду всё время стремится «Промсоюз»?
Странным образом решения судей начинают противоречить не только здравому смыслу, но и самим себе. А ведь подобное, как видится, имеет пагубные последствия: как считают юристы, знакомые с этой «судебной войной», если бы эти решения получили распространение, начался бы хаос аналогичный делу Ларисы Долиной и Полины Лурье. Например, вы 20 лет платите «Мосэнергосбыту» — значит вы «дружественны» и аффилированы, а в случае его долгов отвечаете своим имуществом, любое судебное решение можно отменить, просто добавив в процесс нового участника, — говорят юристы.
Однако, как говорится, «сколь верёвочке не виться, а конец всё равно найдётся». И дело доходит до Верховного суда. В котором «Промсоюз» проигрывает. Но даже проиграв в Верховном суде, который в 2024 году постановил передать квартиры дольщикам, «Промсоюз» не сдается и не желает ничего никому платить! А для этого переводит спор уже в уголовную плоскость. Хронология в продолжении сражения между хитрой организацией и дольщиками такова: в августе 2024 года людям вручают ключи, а в январе 2025 года против людей, отсудивших свое жилье по решению ВС РФ ... возбуждают дело о... хищении этих самых квартир у «Промсоюза». Вот такого абсурда уж точно никто не ожидал! Воистину, трудящиеся в «Промсоюзе» — гении! Ибо придумать такое, думается, далеко не каждому дано...
Источником информации для полиции, и это очевидно, были заявления собственно самого «Промсоюза». Который представил законных владельцев квартир как «похитителей». Начались обыски, допросы, психологическое давление. Цель ясна: запугать, сломать, заставить отказаться от прав даже после победы в высшей судебной инстанции. Снова та самая «аффилированность», только теперь уже на уровне правоохранителей? Как ещё подумать, когда происходит такой треш?
А что же в итоге? Прошел год — «похитителей» не нашли, но давление продолжается. Полиция продолжает расследовать уголовное дело, а параллельно продолжаются арбитражные процессы, в которых людям продолжают присуждать квартиры. Абсурд ситуации стал настолько вопиющим, что в процессы на стороне дольщиков пришлось вмешаться прокуратуре Москвы.
Вникая в ситуацию, мы задались закономерными вопросами, которые хотели бы задать как самому «Промсоюзу», так и Высшей квалификационной коллегии судей и отвечающим за работу своих подчиненных руководителям из правоохранительных органов:
— Как актив крупного холдинга может быть продан, как «независимый», в разгар удовлетворения требований кредиторов?
— Не связаны ли судебные решения по делу А40-168854/2014 с интересами нового застройщика, а не с буквой закона? Почему при одинаковом наборе доказательств они противоречат общей логике дела о банкротстве СУ-155 (А41-1022/2016)?
— Кто дал «Промсоюзу» карт-бланш на использование силового ресурса? Неужели в правоохранительной системе не видят, что уголовное дело No 12501450002000061 — это месть за проигранные суды и попытка криминализировать решение Верховного суда РФ? В чем состав преступления дольщиков? Каким образом эти же дольщики, признанные потерпевшими в уголовном деле СУ-155 №11701007754000179, которое ведет Следственный департамент МВД РФ, рассматриваются УВД СВАО фактически как подозреваемые?
Эта история — наглядный пример того, как одна компания, действуя агрессивно и цинично, и, как можно предположить, используя некие «связи» и «подвязки» может искривить вокруг себя судебную и правоохранительную практику, плодя абсурд и сея несправедливость.
И что самое главное — пока «Промсоюз» ведет свою войну, страдают обычные люди, которые верят в закон. Не пора ли поставить точку в этой кампании по введению государства в заблуждение? Редакция «Аргументов недели» просит считать эту публикацию официальным обращением в Генеральную прокуратуру РФ и лично к генеральному прокурору Александру Гуцану. С просьбой вникнуть в ситуацию, тщательно в ней разобраться и восстановить справедливость и законность. Мы так же обращаемся к Председателю Верховного суда РФ Игорю Краснову с просьбой проверить правомерность вынесенных по этому делу судебных решений.