Церкви без крестов, слово "русский" Пушкина тоже убрали
На экраны вышло очередное кино по мотивам хорошо известного произведения. И - надо же! - оно тоже стало ремейком. Речь о "Сказке о царе Салтане" Пушкина, которую экранизировал в 1966 году советский режиссер Птушко.
Оставим даже то, что делать ремейки на советские фильмы - это полное дурновкусие, потому что ни один переснятый российский фильм и близко не сравнится с советским.
Как российское кино не способно сравниться с советским - оттого и смотрим мы по всем праздникам любымые фильмы 1970-1980-х годов, а не нынешние.
Но здесь режиссеры умудрилось "создать" другое. Да, сам Салтан есть, Гвидон -тоже, белочка с непростыми орешками тоже имеется. Но куда же подевались кресты на церквях, которые были даже в фильме у Птушко во времена всеобщего атеизма?
Вот вы заметили как каждый раз куда-то пропадают православные кресты? То на деньгах, то на открытках. Даже на государственной символике. Теперь вот фильм... И если раньше мы все могли свалить на какую-то ошибку неродивых работников, то теперь умысел очевиден. Нельзя ошибиться четыре или пять раз в одном и том же месте.
Спрашивается тогда, кто автор этого умысла, где он сидит и почему его еще не нашли? Ведь все это превратилось уже в государственное вредительство.
Премьера новой "Сказки о царе Салтане" состоялась 12 февраля. И те, кто успел посмотреть картину, действительно возмущены: не только крестов нет, но есть большие сомнения в наличии церквей в показанных на экране городан. Хотя в оригинале у Пушкина они упоминаются не раз и не два.
Давайте обратимся к "Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" - именно так Александр Пушкин назвал своё произведение.
1.
"И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей...
2.
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами...
3.
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный Бога хвалит...
У всякого русского человека после прочтения складывается совершенно конкретный образ. Но у Сарика Андреасяна - режиссера этого фильма - многие строения очень напоминают мечети и пагоды, не находите?
Конечно, удивительно, что пушкинскую "Сказку о царе Салтане" доверили снимать уроженцу Еревана, члену команду КВН "Настоящие армяне" и автору сериала "Чикатило", но в логике действий Минкульта и ее министра Любимовой мы убеждались в последнее время уже не раз. Вернее, в отсутствии этой логики. Как например, с недавним беспредельным назначением на пост главы директора школы студии-МХАТ Богомолова. Настолько беспредельным и непонятным никому, кроме Любимовой, что даже сам Богомолов не выдержал и уволился через пару недель работы.
Но Андреасян хотя бы, как "настоящий армянин" - христианин. Но где тогда кресты?
Есть и ещё один нюанс. Режиссёр принципиально избегает самого слова "русский". У Пушкина было:
И царевичу потом
Молвит русским языком...
Но в фильме мы слышим - "человеческим языком". Само слово "русский" было вымарано!
Надо отметить, что летом 2025 года в России был принят закон против "крестопада" (Федеральный закон "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" от 31.07.2025). Там прямо запрещено изображение культовых сооружений без соответствующих символов. То есть на православных храмах кресты быть должны.
Съёмки фильма завершились через 16 дней после вступления в силу этого закона. В прокате картина появилась через полгода.
В "Сказке о царе Салтане" использовано очень много компьютерной графики, задействованы нейросети. Критики полагают, что больше половины из того, что окружает актёров или сгенерировано, или дорисовано во время постпродакшена.
Что из этого следует? Дорисовать купола и кресты (если вдруг изначально "забыли" это сделать, но теперь закон обязывает) не составило бы никакой проблемы. Но авторы фильма этого не сделали.
Летом 2025 года приняли Федеральный закон (вступил в силу 31 июля 2025 года), который прямо запрещает изображение культовых сооружений без соответствующих символов (читай: крестов на православных храмах).
На всё это обратил внимание пользователь "Пикабу" с ником mig0007:
"Вопрос к лиге юристов и просто думающим людям. Есть ли в этом случае состав преступления? Не следует ли привлечь этого художника к ответственности, чтобы другим неповадно было искажать произведения классиков?"
Или у Андреасяна есть своя железная логика? В фильме нет православных храмов, поэтому нет и крестов. А на вопрос - у Пушкина же есть церкви - следует ответ творческих людей на все времена и случаи жизни: "Я так вижу".
И Андреасян, кстати, уже не раз доказывал, что он "так видит". Вот, например, что он говорил про Тарковского:
"Это деградирующий кинематограф, остался 60 лет назад, забыли это. Если вы хотите быть нищими, кончеными, блюющими кинематографистами, идите нахер".
Мне кажется, что Андреасян, тоже бывший комик, ставший снимать кино, очень напоминает одного известного персонажа из страны, с которой мы сейчас воюем. И вот перед ним, перед Богомоловым, наш Минкульт и зажигает "зеленый свет" на все что угодно. А куда придем мы с этим - тоже понятно.