Отсталая Российская Империя, передовой СССР и разворованная олигархами Россия
Русские крестьяне покупали современную сельхозтехнику, ставили себе жестяные крыши, проводили электричество, учились в бесплатных школах и пользовались бесплатной медициной в государственных клиниках. Массово поступали в университеты, также шли в армию и дослуживались там до офицерских чинов.
Конечно, не каждый русский крестьянин был зажиточным и грамотным, не каждый мог быстро доехать до ближайшего доктора. Бедности в империи тоже хватало, а в неурожайные годы многие жили даже впроголодь, ложась спать на пустой желудок и питаясь самой простой едой. Однако развитие технологий и инфраструктуры было тогда таким, что прочие европейские страны жили примерно так же: нам всем требовалось время, чтобы как следует зажироветь. У стран Европы время в двадцатом веке было, а вот России, к сожалению, времени не дали.
Кстати, ещё по поводу «отсталости». Мы были в 1913 году крупнейшей экономикой Европы, немного опережая Германию и занимая 20% от общеевропейского ВВП. Потом мы рухнули глубоко вниз, далеко отстав от немцев, а в наше время вернулись к норме, и Германия теперь снова позади.
(На всякий случай, есть миф, согласно которому СССР якобы занимал второе место в мире по ВВП. Корни мифа растут из технической ошибки: некоторые ленивые экономисты пересчитывают советский ВВП в доллары по курсу из газеты «Известия», по 60 копеек за доллар. Если пересчитать по реальному курсу — около 5 рублей за доллар — получится, что по размеру экономики Советский Союз примерно соответствовал капиталистической Бельгии).
Особенно показательно сравнение с Японией. В 1913 году она была далёкой и отсталой страной на периферии цивилизованного мира. Это я не в упрёк японцам: у них были объективные обстоятельства. Они много времени провели в изоляции и обнаружили себя в конце 19-го века в глубокой яме. Если вы привыкли думать о Японии как о стране тонких мыслителей и карманных телевизоров, то порекомендую ещё раз «Фрегат Паллада» Гончарова: здорово прочищает мозги.
Так вот, в 1913 году Япония уже раскочегаривала индустриализацию, но всё ещё была слаборазвитой, а её население составляло 51 млн человек, то есть половину от населения России в современных границах. Потом в России заболела коммунизмом и откатилась к экономическим технологиям египетских фараонов, тогда как Япония методично развивала капитализм. Как итог, к 1991 году население Японии составляло уже не 50%, а 83% от населения РСФСР, при этом по уровню технологий и размеру ВВП Япония опережала нас на порядок. И мы, и японцы думали в 1980-е, что русские отстали от японцев даже не на 20 лет, а навсегда.
Потом мы перетерпели постсоветский хаос 1990-х и примерно в 1999 году вернулись к здоровому капитализму, после чего у нас были почти 30 лет относительного покоя, которые мы использовали не идеально, но на четвёрку с минусом. Результаты на табло: мы сократили большую часть экономического разрыва с Японией и за счёт большего населения уже опережаем её по размеру ВВП. Мы — четвёртая экономика мира, Япония — пятая.
Если кто-то полагает, будто в советские времена мы тоже держались на одном уровне с Западной Европой, то у меня плохие новости. Между нами и Австрией была пропасть, даже если сравнивать Москву и австрийскую глубинку. Собственно, и сами коммунисты это отлично понимали: наше руководство во многом ошибалось, во многом проявляло фанатичную упёртость, но клинических дураков наверху было мало. Когда высокопоставленный номенклатурный работник видел в клетке слона, он не пытался убедить себя, будто это буйвол. Цитирую, к примеру, известную цитату из дневника Черняева, сотрудника ЦК КПСС:
20 ноября 1979 С 5 по 12 ноября был в Западной Германии Главное ощущение, которое гнетет до сих пор: отстали мы, невероятно отстали от капитализма. И уже ничто (в Америке хоть «негров линчуют») уже не оправдывает этого нашего отставания, и ни в чем нельзя увидеть наших экономических и социальных преимуществ. Ведь Германия тоже была стерта с лица земли. А у них зарплата 2500–3500 марок (это даже по курсу больше 1000 рублей), у них отпуск у рабочего – шесть недель, у них «железные батальоны пролетариата» утром садятся в собственные машины, едут на работу, а вечером – домой: на каждых трех немцев – машина. У них дороги такие, что если чашку, наполненную до краев, поставить на сиденье, то на скорости в 160 км не прольется ни капли. У них нет разделения: центр – провинция, так же как нет «проселков» и второстепенных дорог, нет и разницы между деревней и городом ни в смысле благосостояния, ни в смысле комфорта. Безумно обидно и пока непонятно.
И вот теперь смотрим на графики. «Отсталая» имперская Россия была по уровню развития экономики примерно на европейском уровне, опережая одни страны и отставая от других. Передовой коммунистический СССР, который рос при Сталине невиданными темпами, отставал по уровню жизни от капиталистической Европы безнадёжно: разрыв был столь велик, что немногочисленных советских туристов и командировочных приходилось тщательно караулить, не давая сбежать. Современная «разворованная олигархами» Россия снова находится примерно на европейском уровне, при этом границы открыты, и люди особо не уезжают.
Мне кажется, в этом построении что-то не так.