В наше время семья стала экономически невыгодной
На этой неделе, да и на минувшей тоже, было много разговоров о демографии, и мне тоже захотелось снова написать на эту тему, дабы ещё раз напомнить о моём прожекте о том, что воспроизводство населения надо рассматривать как государственную службу. Непосредственным поводом к написанию сего поста послужила директива Дугина, который считает, что для решения демографической проблемы надо вернутся к традиционным формам жизни и расселить города. Подробнее про директиву читайте здесь - https://t.me/Agdchan/22399
А теперь, после прочтения директивы Дугина, переходим к делу. Я (в отличие от некоторых) признаю, что А. Дугин - умнейший человек. В то же время я считаю, что в данном вопросе он не прав, и возврат к традиционным ценностям (а он в том виде, на который намекает Дугин, вряд ил возможен), а равно как и расселение городов демографическую проблему не решит. Постараюсь объяснить, почему я так думаю. Конечно, это будет выглядеть как "Галантерейщик и кардинал", но с другой стороны, иногда церковные бабушки оказываются мудрее иерархов, так что приступим.
В доиндустриальную эпоху, которая длилась с древнейших времён и до, грубо говоря, 19 века подавляющее большинство населения занималось крестьянским трудом. Крестьянский труд был базисом (да, тут для разъяснения нужен не Дугин, а красный русофоб Маркс!) который, как известно, решает всё, а крестьянская семья - основной производственной ячейкой. Миллионы крестьянских семей производили в своём хозяйстве всё, необходимое для своей жизнедеятельности (продукты питания, домотканую одежду, домашнюю утварь и пр.) и ещё кормили господина с дружиной, пастыря и ремесленников- горожан.
Поскольку семья в доиндустриальную эпоху была производственной ячейкой, то, вступая в брак, человек приобретал не только жену/мужа, но ещё и своё место в производственной ячейке (то есть работу на всю жизнь) и социальный статус, а также начинал делать отчисления в пенсионный фонд (о чём позже). Жить в семье было легче, удобнее и выгоднее. Немногочисленные граждане, по тем или иным причинам не вступившие в производственную ячейку, или прозябали бобылями/бобылками где-то на отшибе (то есть по-нашему были людьми без определённых занятий) или в лучшем случае жили и работали в семье родственника (то есть по нашему были лузерами: "Ха-ха, все создали свои предприятия, а ты на дядю пашешь!")
Поскольку, как мы сказали, жить в семье было выгоднее, все старались создать свою ячейку, а создав её, начинали производить не только материальные ценности, но и детей. Детей производилось много потому, что во-первых дети тогда были не прЫнцами, а работниками, членами производственной ячейки, которые сначала занимались мелкими подсобными работами, а подрастая, начинали пахать наравне со взрослыми. Во-вторых, дети были также пенсионным фондом - предполагалось, что они, когда вырастут, будут кормить постаревших родителей. Поскольку детская смертность была высока, детей приходилось рожать много.Также на рождаемость влияли и надстроечные факторы, такие как религиозность (люди считали, что детей должно быть столько, сколько Бог пошлёт) и отсутствие средств контрацепции.
Но производственные силы развивались, производительность труда росла. Общество перешло в индустриальную эпоху. Семья перестала быть производственной ячейкой (глава семьи шёл уже не в поле, а на завод), но по-прежнему оставалась выгодной, ибо работы для женщин не было (или же было мало), а мужчине не хотелось, придя с завода, заниматься домашними делами. Поэтому люди заключали своего рода контракт, по которому женщина, вступая в брак, получала средства к существованию, которые ей предоставлял мужчина. Мужчина же, отдавая жене бОльшую часть зарплаты, получал взамен уютный дом, горячий обед, чистую одежду, постель и опять же детей, которые всё ещё оставались "вложением" в пенсионный фонд.
А потом общество перешло в постиндустриальную эпоху, и случилось так, что семья стала невыгодной: женщина спокойно может заработать себе на жизнь, у мужчины нет никаких проблем с хозяйством, ибо всюду стиральные машины, роботы-пылесосы и доставка готовой еды; а пенсию всем платит государство. Поэтому люди, которые всегда ищут как лучше, в душе понимают, что семья и дети сейчас по факту невыгодны. Конечно, многие ещё считают что надо родить "чтоб было кому потом стакан воды подать". Однако для пресловутого стакана воды рожают в лучшем случае двух (подчёркиваю, в лучшем случае - так-то коэффициент рождаемости у нас 1,4 или около того) детей, а это демографическую ситуацию ну никак не переломит.
Выводы:
1. Базис (семья сейчас экономически невыгодна) надстройкой (то есть мантрами о возврате к традиционным ценностям и о том что дети это счастье) не переломишь.
2. Вернуться в доиндустриальную эпоху невозможно.
3. Поэтому остаётся одно: нужно сделать так, чтоб для части семей рождение детей вновь стало выгодным. А для этого нужно, как я уже неоднократно писала, заключать с семьями контракт и платить им за рождение и воспитание детей конкурентную заработную плату плюс ещё ряд плюшек. В общем, Воспроизводство населения как государственная служба, как и было сказано. АМИНЬ.