Президентская власть как удавка на сепаратизм
К обустройству Государства Российского творчески нужно подходить, постигая ключевые контуры будущего внутренним логико-интуитивным зрением.
Квартет лучше трио
У нас вошло в привычку отвечать на те или иные вызовы времени, следуя в арьергарде за кем-то либо за чем-то. К примеру, государственная власть в России строится на принципе ее разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Это классический принцип западной демократии, впервые научно сформулированный Шарлем Монтескье, французским философом и правоведом XVIII века.
В знаменитом труде «О духе законов», над которым Монтескье работал более 20 лет, он изложил основные положения либерализма как идеологического течения. Любопытно определение французским просветителем политической свободы: «Свобода есть право делать все, что дозволено законами».
Принцип разделения власти закреплен в действующей Конституции России. Статья 10: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
В структуре российской государственной власти особняком стоит фигура Президента, полномочия которого не относятся к какой-либо властной ветви. Глава государства, помимо выполнения определенных законом функциональных обязанностей, выступает как бы арбитром между ветвями власти. В то же время полномочия Президента наиболее приближены к исполнительной ветви.
В президентско-парламентской или смешанной республике, каковой является современная Россия, Президент — глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, главнокомандующий вооруженными силами, первое должностное лицо.
Среди экспертов, как наших, так и западных, нет единого мнения о так называемой «президентской власти». Можно ли ее как-то обособить от общепринятых ветвей власти, наделив специфическими функциями?
В том смысле, чтобы квалифицировать полномочия Президента в виде четвертой властной ветви, хотя, более правильно, было бы назвать эту ветвь первой.
Категория президентской власти пока что находится в плоскости дискуссионных обсуждений, но это не повод для бездействия. Почему бы нашей элите в установленном порядке не включить в Основной закон государства президентский институт как самостоятельную и централизованную форму государственного управления? Президентская власть видится давно назревшим и актуальным приоритетом в российской политической системе!
Людишки, не особо отягощенные интеллектом, воскликнут: «Путину власти мало? Монархом его хотят сделать?».
Дело совсем не в Путине. Мне, конечно, неизвестны личные планы Владимира Владимировича, но, как человек прагматично мыслящий, он вряд ли захочет бесконечно долго находиться во власти. Совсем не случайно, как предполагаю, Владимир Путин весной этого года заговорил о том, что «постоянно думает о преемнике». В виду имею, конечно, известное интервью Президента кремлевскому журналисту Павлу Зарубину.
Президенты приходят и уходят, а Россия остается. Президентская власть, как отдельная и самостоятельная ветвь, послужит на благо Российского Государства. Квартет в политике высшего уровня лучше трио, в особенности с появлением статусного «солиста».
Главная задача президентской власти на современном этапе развития страны заключается в укреплении государственности посредством централизации управленческих начал. Не хотелось бы ванговать, но Россию в ближайшем будущем ожидают потрясения этноконфессионального характера. К нашим внешним противникам неизбежно добавятся и внутренние.
Президентская власть станет своеобразной удавкой для сепаратистов различных мастей. Российской элите пора уже научиться видеть несколько дальше собственного носа и... кармана!
Из конституционного проекта
Глава 4. Статья 80, пункт 1: «Президент России является Главой Государства; Носителем президентской власти; Гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина; Верховным главнокомандующим Русской Армии и Сил Безопасности; высшим должностным лицом».
Начну пояснять с предпоследнего. Российские Вооруженные Силы предлагаю назвать в будущем Основном законе — Русская Армия (РА). Историческое название. Когда-то наши вооруженные силы назывались Русской императорской армией!
Резонный вопрос: а как же флот? При всем уважении к российским морякам, флот с самого начала своего существования выполнял важную, но все-таки второстепенную миссию по сравнению с сухопутными силами. Военно-Морские Силы Русской Армии (ВМС РА) — такое обозначение предложил бы российскому флоту!
К Вооруженным Силам зачастую относят силовые структуры правоохранительных органов. Некоторые эксперты считают такое отнесение не вполне обоснованным. Российские правоохранительные органы и их силовые структуры, а также, в перспективе, казачьи и иные военизированные формирования можно включить в «Силы Безопасности» (СБ). Вся силовая составляющая Российского Государства в данном случае будет определенно подчинена Президенту!
И главное. В моем проекте Глава Государства объявляется «Носителем президентской власти», которая распространится напрямую на регионы. Никакой выборности губернаторов. В настоящее время все эти выборы превратились в профанацию, напоминают бездарно сыгранный спектакль актерами захолустного театра!
Президент своим указом назначает губернатора по такому-то краю или области. Губернатор является представителем президентской власти в данном регионе. При таком раскладе надобность в федеральных округах отпадает.
Исполнительным органом государственной власти в крае либо области выступает соответствующая администрация. Мне, например, забавно слышать о каких-то «правительствах» края, области. Правительство в России, как и Президент, должно быть в единственном числе!
Председателя администрации и других ее ключевых чиновников по представлению губернатора (наместника Президента) утверждает в должности либо освобождает законодательный орган региона. Название последнего необходимо унифицировать хотя бы в двух вариантах: законодательное собрание либо дума.
Государственная власть в республиках функционирует по прежней схеме. Глава республики избирается населением либо республиканским законодательным органом. Что касается исполнительной власти титульного субъекта, она, как в краях и областях, именуется администрацией. Администрация республики по представлению ее главы формируется законодательным органом титульного образования. Его название целесообразно унифицировать по советскому образцу — Верховный Совет. Никаких «госсоветов» и прочей вольницы сепаратного толка из приснопамятных 90-х!
После наименования «Верховный Совет» в скобочках может указываться этноисторическое обозначение законодательного органа республики, например, курултай или хурал. Президентскую власть в титульном субъекте представляет полномочный представитель Президента, в обязанности которого входят контрольные функции универсального характера. Полпред не подменяет прокуратуру республики, осуществляющую надзор за соблюдением законодательства, а контролирует деятельность всех административных органов снизу доверху. Это еще одно «око государево», по выражению Петра Великого!
Статья 10: «Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на президентскую, законодательную, исполнительную и судебную. Органы президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Статья 19: «В России образование, упразднение республик, краев, областей, изменение границ между ними, названий субъектов России осуществляется конституционным законом по инициативе Президента России».
Статья 85: «Президент России в случае официально установленного Конституционным Судом России противоречия уставов и законодательств республик, краев, областей Конституции России, конституционным и федеральным законам, может распускать на определенный законодательством срок законодательные, исполнительные, судебные органы субъектов России и отрешать от должности глав республик. Решения Президента России подлежат утверждению двумя третями голосов раздельно сенаторами России и депутатами Государственной Думы».
Президентская власть, отнюдь, не безгранична. Она уравновешивается властью палат Федерального Собрания России. Верхнюю палату, кстати, следовало бы в новой Конституции именовать Сенатом. Снова дань истории, хотя в Российской империи Сенат выполнял более широкие государственные функции, не только законодательные, но и судебные, и контрольные.
Во многих странах сенат является верхней палатой парламента. Понятие отчасти ассоциируется с античным Римом, где оно, собственно, и родилось. И невольно напоминает первичную идеологему русской государственности: «Москва — Третий Рим».
К обустройству Государства Российского нужно подходить творчески и, отталкиваясь от новых реалий, избирательно воспроизводить, где необходимо, значимые элементы прошлого!