В Туркмении объявили, что Газпром с начала года не платит за уже поставленный туркменский газ. По версии Ашхабада, Газпром попросту разорился – из-за кризиса и санкций. Реальной причиной столь бредовых заявлений могла стать несдержанность туркменских чиновников, раздраженных решением Москвы сократить закупки газа у Ашхабада. «Российская компания ОАО «Газпром» стала неплатежеспособной по своим контрактам купли-продажи природного газа в связи с продолжающимся мировым экономическим кризисом и введенными западными странами
экономическими санкциями против России, – заявило в среду министерство нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркмении. – ОАО «Газпром» с начала 2015 года не платит по своим долгам перед ГК «Туркменгаз» за поставленные объемы туркменского природного газа».
Как уточняла газета ВЗГЛЯД, представитель министерства подтвердил, что этот текст – пресс-релиз, а вовсе не результат взлома сайта хакерами.
В российском парламенте заявление восприняли с изумлением. «Впервые слышу о том, что Газпром может быть неплатежеспособен, – заявил газете ВЗГЛЯД член комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев («Справедливая Россия»). – Доходы и состояние Газпрома позволяют вполне расплачиваются со всеми, в том числе и с туркменами. Этого быть не может! Возможно, такие упреки связаны с ценами, начались разногласия. Надо посмотреть внимательно контракты. Если цены не соответствуют рыночным реалиям, тогда можно допустить, что Газпром сознательно задержал какие-то платежи».
«Для Газпрома это булавки»
«Думаю, это чисто пропагандистский шаг. Доказательств того, что Газпром не может уплатить за поставки в этом году, нет никаких, – заявил газете ВЗГЛЯД аналитик консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. – Объем поставок в 4 млрд кубов – это для Газпрома мелочь, булавки. Это обвинение несостоятельно».
Крутихин признался, что не может понять подоплеку такого шага. «Вообще, у Туркмении не очень хорошее сейчас положение. Цены на газ сильно упали. Может, некоторое снижение доходов государства повлияло на чьи-то нервные окончания. Не исключаю, что это психологический срыв какого-то чиновника, который вдруг со своей статьей вылез и начал такие вещи заявлять», – сказал аналитик.
У директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова прозвучавшее из Ашхабада обвинение вызвало улыбку.
«По-моему, долг/EBITDA у Газпрома сейчас меньше единицы. Это очень хороший показатель, согласно всем учебникам по бизнесу, – сказал Симонов газете ВЗГЛЯД. – О том, платит он или нет, точно скажут представители самих Газпрома и Туркменгаза, но вообще это обвинение выглядит странно. В этом году Газпром планирует купить у Туркмении газа 4 млрд, а в Европу он подает 150 млрд кубов. Это все равно что какой-нибудь дядя Петя пришел в ларек, не нашел в нем «Кока-колу» и на этом основании объявил компанию «Кока-кола» банкротом».
Как известно, долгосрочный контракт купли-продажи туркменского природного газа был заключен в рамках соглашения о сотрудничестве в газовой отрасли на 25 лет, подписанного между Россией и Туркменией в 2003 году. В соответствии с ним ежегодно в Россию должно было поставляться 70–80 млрд кубометров туркменского топлива. В 2006–2008 годах Россия покупала у Туркмении почти весь производимый ею газ (41–42 млрд кубометров в год), с 2009 года поставки упали до 11–12 млрд кубометров в год.
«В 90-е годы цены на нефть были низкими, и мы в 2003 году заключили с ним договор на 25 лет, довольно выгодный для нас, по фиксированной цене. Но потом цены пошли вверх, и тогда Ашхабад заявил, что договора вообще не было. Первый президент Сапармурат Ниязов вдруг сказал, что это был вообще не договор, а меморандум о намерениях. Мы тогда выяснили, что судиться бесполезно, потому что Туркмения живет в своем собственном мире, никаких арбитражных судов не признает», – рассказал Симонов.
Была бы Туркмения «дружественной страной»
Еще в начале февраля зампред правления Газпрома Александр Медведев предупредил о сокращении закупки с 10 до 4 млрд кубометров «на базе совместной договоренности». «Для Газпрома никакой технологической необходимости в закупке газа из-за рубежа нет. Но, тем не менее, с учетом взаимоотношений с нашими соседями мы продолжаем закупку газа в Средней Азии», – пояснял тогда Медведев.
Спустя пару недель, в середине февраля, заместитель директора института нефти и газа Туркменгаза Аннадурды Меретгельдиев, выступая со статьей также на правительственном сайте, назвал Газпром «нестабильным партнером» и упрекнул в нарушении обязательств инвестировать в строительство Прикаспийского газопровода и газопровода «Восток – Запад».
Михаил Крутихин, в отличие от Симонова, считает, что виновата в тогдашнем конфликте была российская компания. Весной 2009 года Газпром спровоцировал аварию на
трубопроводе, утверждает Крутихин, тем самым проявив себя по отношению к Ашхабаду как ненадежный партнер. «Позднее Газпром объявил, что он согласен возобновить закупки туркменского газа, но совсем по другой цене и совсем в других объемах. По межправительственному соглашению Газпром обязался построить трубопровод вдоль Каспийского моря через Казахстан в Россию. Все эти обещания, эти обязательства были сорваны», – считает аналитик. «Если туркменские ребята сейчас подразумевают те старые контракты, ну тогда, возможно, там и есть какая-то еще перспектива судебного дела», – предположил Крутихин.
Как полагает Симонов, сегодня в России подготовлены солидные мощности для дополнительной добычи газа. Только Газпром за счет одного только Бованенковского месторождения может увеличить добычу на 170 млрд кубов за несколько месяцев.
«Если у нас такой профицит газа, то зачем нам покупать туркменский газ и потом сбывать его в Европу? – задается риторическим вопросом Симонов. – Я понимаю, если бы еще Туркмения была дружественной страной. Тогда можно было бы что-то придумать. Но Туркмения нам откровенно не друг, что она неоднократно доказывала. На этом фоне Газпром и решил сократить закупки – по чисто коммерческим соображениям. Обратите внимание, что Ашхабад возмущается вовсе не срывом какого-то соглашения, а просто снижением закупок. Никаких обязательств покупать туркменский газ у нас сейчас нет».
«А зачем нам давать такое согласие?»
«Ашхабад долгое время пугал нас тем, что самостоятельно выйдет на западный рынок, анонсировал для этого Транскаспийский газопровод. Но строительство такого трубопровода нарушает международное право,
мы об этом много раз напоминали. Поскольку статус Каспийского моря до сих пор не урегулирован, они не могут тянуть через него трубу без нашего согласия. А зачем нам давать такое согласие? – спрашивает Симонов. – Тогда Туркмения нашла определенную альтернативу в виде китайского рынка, трубопровод в Китай давно уже действует».
По мнению политолога, новые упреки в адрес Москвы зазвучали теперь потому, что президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов разочаровался и в политике Пекина. «Оказалось, что Китай – не такой простой партнер, например, как та же Россия. Китай выбил себе долю в добычных проектах. Он сам строил – там были китайские трубы, китайское оборудование. И что произошло? Цена, по которой Пекин покупает газ у Ашхабада, действительно довольно высокая, но на самом деле он частично покупает его сам у себя».
Но цены на газ упали, самим туркменам в итоге остается все меньше и меньше, пояснил Симонов. «Выяснилось, что китайский капитал очень плотно сел на эту республику, и Гурбангулы Бердымухамедов занервничал. В начале весны он неожиданно пригласил к себе американский спецназ якобы для обучения своих войск навыкам антитеррора, в частности ради борьбы с ИГИЛ. Ясно, что он пытается соблюсти баланс между Китаем и США, но это может завести его в тупик. Китай такие жесты не приветствует, это не Россия, это страна жесткая», – предупредил Симонов.
Напомним, что в конце марта Ашхабад и Вашингтон действительно вызвали сенсацию, договорившись о военном сотрудничестве. Достоянием гласности эту договоренность сделал глава Объединенного центрального командования США генерал Ллойд Джеймс Остин, выступая в Конгрессе. «Туркменистан недавно выразил желание приобрести военное снаряжение и технологии для обеспечения своей безопасности на афганской границе. И мы готовы сделать все возможное, чтобы помочь им», – цитировала генерала
«Лента.ру».
Россия наконец начала проявлять коммерческую грамотность, полагает Симонов. «Мы помахали им ручкой. А они в ответ психанули и нарочно сделали такое хитрое заявление. Представьте, если бы они сказали: Газпром не хочет покупать наш газ. Никто бы не заметил. А они сказали: Газпром – банкрот. Это тут же прошло по всем мировым новостным лентам. Елки-палки! Кто же это обнаружил? А обнаружила Туркмения!» – иронизирует эксперт.
Тем временем доходы Газпрома от экспорта газа за январь – май снизились на треть, подтвердила в среду Федеральная таможенная служба. Согласно ее данным, Газпром в январе – мае поставил в страны дальнего и ближнего зарубежья (без учета Белоруссии и Казахстана) газ на сумму 18,768 млрд долларов, что на 35,8% ниже, чем за аналогичный период прошлого года.
Пресс-секретарь председателя правления ОАО «Газпром» Сергей Куприянов пообещал газете ВЗГЛЯД, что отклик компании на обвинения Ашхабада будет разослан позже.
Теги:
Газпром, цены на газ, Туркмения, поставки газа