Что изменилось после мирного митинга в Хартуме
Корреспонденты ФАН вернулись в Хартум, чтобы своими глазами увидеть произошедшие изменения.
Досмотр стал еще тщательнее, у иностранцев спрашивают паспорта, у журналистов — аккредитацию на съемки в Хартуме. Внимательно проверяют рюкзаки, сумки и кошельки, колющее-режущее — запрещено. У простых посетителей даже письменные принадлежности изымают (у нас как журналистов не забрали). Отношение к иностранцам также заметно изменилось. Журналистам сразу дают сопровождающего волонтера, а то и двух, а вот обычному иностранцу просто поглазеть на митинг едва ли получится — тщательнейший досмотр, расспросы, проверка документов. Но даже если ничего подозрительного не обнаружат, просто так не пустят, обязательно выдадут сопровождающих.
«После 19-го числа, как видишь, снова спокойно. Многие вернулись к работе. Тут днем уже не так много людей (днем у Генштаба находится около 80 тысяч человек, после 6 часов вечера люди возвращаются на митинг с работы, так что количество митингующих увеличивается в 2-3 раза. — Прим. ФАН), вечером побольше. Многие по-прежнему остаются тут ночевать, некоторые приходят сюда лечиться, потому что большинство врачей и медиков здесь, дежурят в полевых госпиталях».
Таких госпиталей на территории митинга аж 14 штук. Три крупных и одиннадцать поменьше. Одно из зданий на территории Генштаба переоборудовали под склад медикаментов, которые постоянно обновляют и пополняют.
Вспоминаю тот день. Действительно, Али был среди тех, кто слушал мою речь о том, почему я прихожу к ним на митинг и что тут делаю. Только тогда парень был без бейджика. Как оказалось, он медик-волонтер, теперь с официальным бейджем-пропуском. Радостно поприветствовали друг друга и отправились на большую экскурсию по полевым госпиталям.
«Люди обращаются в основном с нетрудными проблемами: переутомление на солнце, диабетики, астматики, для них запас лекарств большой. Тут они отдыхают, получают медицинскую помощь, еду, воду, спальные места. У нас даже психологи есть, так что делаем все возможное, чтобы митингующим было комфортно», — сообщил Али.
Заглянули в несколько госпиталей (большие самодельные палатки-шатры): там действительно комфортно, есть электричество, работают вентиляторы, есть койки, матрасы, одеяла, лекарства. Побывали и на центральном складе. Медперсонал, узнав, кто мы такие и о чем пишем, долго нас благодарил. Угостили прохладным соком, спросили, не нужны ли лекарства, дали холодной воды с собой, чтобы легче переносилась местная жара.
То же самое и с едой. За всем этим следят волонтеры, они снуют туда-сюда среди митингующих и блокпостов, сообщают, что нужно привезти, где нужна помощь, и т. д. В общем, организовано все на уровне. Даже выставку карикатур смогли устроить.
«Я в Судане уже четвертый месяц, знаю о ваших проблемах, а еще знаком с вашим менталитетом. Вы уж извините, но у меня создалось впечатление, что многие суданцы слишком неторопливы, я бы даже сказал, ленивы. Вот придет новое правительство, начнет возрождать экономику, производства восстанавливать, земледелие. Пойдут ли суданцы на такую работу? Ведь придется нелегко, надо будет много работать!»
«Отвечу тебе как студент. Мы, молодежь, точно знаем, чего хотим и какие сферы нуждаются в реформах. Для этого мы тут, на митинге, чтобы получить эти самые рабочие места. Не хватает школ и хороших учителей, в больницах плохо с оборудованием, стройки многие стоят. Получается, что многие из нас учатся впустую, потому что, когда получают диплом — толку от него нет, потому что нет рабочих мест. А мы готовы работать, мы хотим заниматься тем, на что учились. Поэтому молодежь точно готова работать. Да и не только молодежь», — высказался студент Абдул.
И если так же, как наши собеседники, думает хотя бы половина митингующих — это уже хорошо, значит, они действительно готовы сами приложить необходимые усилия для процветания своей страны, а не только ждать, когда за них это сделает кто-то другой. И хочется верить, что перемены в лучшую сторону наступят уже скоро.
Вечером 21 апреля Судан замер у радиоприемников и телевизоров. В 7 часов вечера оппозиция должна была выступить с официальным заявлением и озвучить состав нового временного правительства. Увы, не озвучили. Сказали, что гражданское правительство еще формируется, попросили людей не прекращать митинг и ждать — в ближайшие несколько дней состав нового временного правительства будет объявлен. Переходный военный совет также сделал заявление, напомнив, что они во власть не метят, а их задача — оберегать страну и народ Судана. Похоже, что у суданцев действительно получилось. Осталось совсем немного — дождаться, когда сформируют необходимое людям временное правительство. И люди ждут, уже две недели, и до сих пор митингующие ведут себя исключительно мирно. Такая вот она, революция по-судански.