Сирия в центре внимания: Болтон в Турции, курды в напряжении — о чем договорятся Вашингтон и Анкара
Джон Болтон находится в Анкаре, где продолжаются переговоры сторон, организованные в связи с обострением отношений США и Турции. Одной из ключевых тем является Сирия. Другие подробности — в материале Федерального агентства новостей.
Советник по безопасности США Джон Болтон в настоящее время находится в Анкаре, где продолжаются переговоры сторон, организованные в связи с очередным обострением в отношениях Соединенных Штатов и Турции. Одними из ключевых тем являются Сирия и курдский вопрос. Другие подробности — в материале Федерального агентства новостей (ФАН).
Представитель турецкого лидера Ибрагим Калын задал тон встрече, назвав попытки Вашингтона добиться гарантий неприкосновенности курдских Отрядов народной самообороны (YPG) «нерациональными». Данное формирование считается сирийским подразделением Рабочей партии Курдистана (РПК), которая официально признана в Турции террористической организацией.
«Единственная цель той борьбы, которую ведет Анкара против РПК и ее филиалов в САР, – это спасение самого курдского народа от жестокости и репрессий со стороны данной террористической группировки», — подчеркнул Калын.
Декабрьское заявление президента США Дональда Трампа о выходе всех американских военных из Сирии турецкая сторона восприняла как зеленый свет для начала новой военной операции против курдских вооруженных формирований на севере арабской республики. Тем не менее Белый дом рассчитывает защитить своих союзников, в зоне оккупации которых остаются ключевые военные объекты Пентагона.
«Любые действия турецких сил должны быть скоординированы с Вашингтоном, и президент Трамп также настаивает на том, что сирийские оппозиционные формирования, сражавшиеся вместе с нашими войсками, не должны оказаться под угрозой истребления», — утверждает Джон Болтон.
Тревогу Анкары усугубляет и то, что накануне визита советник по национальной безопасности США предъявил ряд условий вывода контингента ВС Соединенных Штатов из САР. Сейчас многие эксперты, в том числе западные, сомневаются, что данное обещание Трампа вообще будет реализовано хоть в каком-то виде. Например, аналитики американского центра Global Source Partners считают, что вероятность этого один к одному.
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов заметил, что обстановка на сирийско-турецкой границе и взаимоотношения Анкары и Вашингтона обострились до предела. Однако США, наверняка, не захотят терять важного союзника по НАТО и, вполне возможно, заключат приемлемые для Турции договоренности в ущерб курдам, предположил он.
«Ситуация напряженная. И не только из-за неопределенности о выходе или невыходе американской армии, а также напряженных переговоров Болтана с турецким руководством. Ведь параллельно идут консультации между Рожавой и официальным Дамаском. Поэтому вполне вероятно скорое вступление подразделений Сирийской арабской армии (САА) в некоторые приграничные районы, сейчас удерживаемые бойцами YPG, в том числе в Манбидж. Турки действительно были полны решимости начать наступление после слов Трампа в прошлом месяце, но все оказалось не так быстро или даже совсем не так. Теперь, кроме того, им может помешать возможное размещение у границы частей войск САР и военной полиции РФ», — указал эксперт.
Не исключено, что в этих условиях Соединенные Штаты пойдут на некоторые уступки Анкаре, дабы помешать развитию переговоров курдов и центрального правительства САР. Безусловно, американцы хотели бы видеть если не курдов, то хотя бы протурецких боевиков на данных территориях.
«Все-таки полагаю, что США и Турция достигнут каких-то соглашений в ходе текущей встречи. Они как-никак союзники по НАТО, притом Анкара является важным членом этого блока, и для Вашингтона крайне необходимо, чтобы турки в целом все же оставались в русле политики этого альянса. Поэтому курдские группировки все же, возможно, будут несколько отведены от границы. Однако нельзя не учитывать роль Дамаска, с которым бойцы YPG вновь изъявили желание наладить контакты. В идеале все стороны должны участвовать в обсуждении, но решающая роль, бесспорна, должна быть за законным правительством Сирии», — закончил Борис Долгов.