«Хищник», которого мы не заслуживали: рецензия на главный фильм сентября
«Кто-нибудь даст мне печеньку?» — кричит бравый морпех на допросе, показывая, что он как бы машина для убийств, но при этом очень милая и симпатичная.
«Кто-нибудь даст мне печеньку?» — кричит бравый морпех на допросе, показывая, что он как бы машина для убийств, но при этом очень милая и симпатичная. Почти как Карлсон, но со снайперской винтовкой.
Эта сцена, показанная в трейлере нового «Хищника», прекрасно демонстрирует, куда приехал сиквел легендарной франшизы про инопланетную тварь, для которой убийства — это спорт.
Хищник. Начало
А теперь на минуту вспомним, чем был оригинальный «Хищник». Группа элитных наемников прибывает в какую-то латиноамериканскую страну, чтобы освободить союзников, попавших в плен к местным повстанцам. Первые минут тридцать фильм представляет собой типичный тупой боевик про коммандос: с красивыми взрывами, стрельбой от бедра, противниками, страдающими синдромом штурмовика, и мужиками настолько крутыми, что если больше двух минут смотреть на них не моргая, то можно случайно отрастить себе бороду и усы.
Однако после этого фильм вдруг берет и разворачивается на 180 градусов. Теперь эти бравые коммандос становятся беззащитными жертвами, которым нечего противопоставить гораздо более сильному и изворотливому противнику. Они пугаются, они обильно потеют, они вставляют «фак» через слово, они стреляют по деревьям — словом, ведут себя как люди, которые попали в очень опасную ситуацию и не знают, как из нее выбираться. В этот момент фильм превращается из боевика в хоррор. Герои гибнут один за другим, пока, наконец, не остаются Шварценеггер и Хищник — один на один. И когда эти совершенные убийцы начинают партизанскую войну на выживание, напряженность достигает своей наивысшей точки. Все прекрасно знают: не для того Арни качал себе бицепсы и трицепсы, чтобы бесславно сдохнуть в джунглях какой-то банановой республики, но, черт возьми, как же за него в этот момент было страшно.
Шутки не кончились
То, что новый «Хищник» не собирался повторять историю про солдат в джунглях и охотящегося за ними инопланетного существа, стало понятно сразу. Однако все, что происходило дальше, походило на инструкцию по самоубийству. Студия принимала одно сомнительное решение за другим, в результате чего фильм все дальше уходил от своих истоков и все больше походил на «Мы хотим, чтобы все было как у Marvel, но с кровищей».
Сначала режиссерское кресло отдали Шейну Блэку — автору комедийных бадди-муви «Смертельное оружие», «Последний киногерой» и «Славные парни». Затем кому-то из продюсеров пришла гениальная мысль сделать практически весь фильм в темноте, чтобы нагнать атмосферы. В итоге нормально насладиться экшен-сценами можно, только если вы попали в кинотеатр со светлым экраном и только если вы не страдаете приступами эпилепсии. После этого кто-то сказал: «Эй! Долой мрачняк! Все любят шутки, давайте мы заставим солдат травить хохмы через каждые десять минут. Сдохни от зависти, Джордж Карлин!» И вот так, легким росчерком пера сценариста, фильм про схватку людей и инопланетного охотника превратился в комедию.
Многие защитники нового «Хищника» говорят о том, что, дескать, шутки были и в первой части. Да, они были. Но их там было буквально две или три на весь фильм, и все они звучали в первой, «боевиковой» части, прекрасно передавая ощущения персонажей. Они ведь летели не бороться в грязи с кровожадным чудовищем, а пострелять в полудиких повстанцев, для которых АК-47 — вершина военной технологии. В этот момент они были хищниками. Они были сильнее, умнее, лучше вооружены. После того, как отряд сталкивается с пришельцем, шутки заканчиваются, что в общем-то логично.
Здесь же герои в принципе не затыкаются ни на минуту, а когда одну из шуток выдает сам Хищник (сцена в грузовике), то в этот момент фильм окончательно превращается в балаган. В этом случае нужно было либо идти до конца и превращать картину в веселый треш с хищниками, чужими, рободинозаврами и зомби-нацистами, либо немного прикрутить этот Looney Tunes и вспомнить, что «Хищник» — это вообще-то хоррор. Однако режиссер отмел оба варианта, в результате чего фильм застрял где-то посередине.
Отряд самоубийц
Хорошо, серьезный фильм про сафари на людей нам не светит. Это было понятно уже по трейлерам. Но может быть, Шейн Блэк оторвется в том, что у него получается лучше всего — в персонажах и диалогах? Маленький спойлер — нет.
Фильм представляет нам главного героя Куинна Маккенну (Бойд Холбрук), о котором мы знаем, что он крутой снайпер, ушедший из семьи. Кто он, откуда, что за проблемы с семьей — этого никто не объясняет. Главный герой изо всех сил изображает из себя любящего отца, но, когда он узнает о том, что Хищник идет по следу сына, единственная его реакция: «Блин, надо бы домой съездить». Точно так же он мог отреагировать на известие о том, что ему пришел счет за газ — «Блин, надо бы оплатить».
Кроме того, нам показывают доктора-биолога (Оливия Манн), которую правительство пригласило взглянуть на пойманного инопланетянина, потому что «мы слышали, вы увлекаетесь астрономией». А также банду психов-военных, которых везут не пойми куда и которые с радостью подписываются на крайне опасное задание, ничего хорошего им не сулящее.
Из всех этих товарищей запоминаются лишь двое: парень с синдромом Туретта и парень, который все время курит. Первый выделяется по вполне понятным причинам, а второй получил больше экранного времени, чем его друзья по взводу. Впрочем, Блэк наделил этих персонажей маленькой предысторией, что придало им некоей глубины, — и на том спасибо.
При этом в «Хищниках» 2010 года с Эдриеном Броуди персонажи работали намного лучше. Они тоже не играли Шекспира, но запоминались, потому что их образы были целиком построены на архетипах. Вряд ли кто-нибудь вспомнит их имена, но, если человека, посмотревшего «Хищников», попросить перечислить персонажей, он наверняка скажет, что там был крутой Броуди, якудза с самурайским мечом, усатый мексиканец из наркокартеля, девушка-снайпер из Израиля, зэк, маньяк и русский спецназовец. Что же касается нового фильма, то персонажи маленького отряда самоубийц Шейна Блэка выветриваются из головы сразу же, как только покидаешь зал кинотеатра.
Аутизм и отвага
Отдельного камня в огород заслуживает вся линия с мальчиком-аутистом, который на раз-два освоил алиенские технологии (потому что он аутист) и который может вести себя как самый обычный ребенок, когда это надо сюжету. Героиня Оливии Манн на голубом глазу утверждает, что аутизм — это не нарушение развития головного мозга, а «новый этап эволюции». И это действительно звучит как заявка на лучшую шутку всего фильма.
Мальчик, который испугался пожарной тревоги в школе, через тридцать минут совершенно спокойно реагирует на убийство людей и непродолжительный, но стремительный полет внутри космического корабля. Извините, но аутизм работает не так. И его точно нельзя включать и выключать по желанию.
Понятно, что перед Шейном Блэком была поставлена непростая задача — сделать что-то новое во франшизе, о котором мы и так уже все знаем. Нас больше не удивить «вот-это-поворотом», резко переключив боевик на хоррор. Мы прекрасно знаем, чего ждать от «Хищника», но можно было просто снять хорошую, страшную историю и немного расширить вселенную. По такому принципу создавались фильмы «Судная ночь». Каждая новая часть рассказывает свою историю, но при этом расширяет бэкграунд, добавляя все новые детали, которых мы не знали. Блэк мог рассказать нам про клановую борьбу хищников, про существ, на которых они охотились до людей, что стало с героем Шваценеггера после первого фильма, что стало с героем Броуди, когда тот попытался покинуть планету охотничьих угодий, почему Хищник в фильме 2018 года решил помочь людям, дав им оружие против своих собратьев, что стало с той космособакой, которую приручила героиня Оливии Манн? Все это интереснее беготни вокруг мальчика-аутиста и его папы-снайпера, но кто-то из студийных боссов решил, что шутки и безостановочный экшен — это то, за чем мы все идем в кино про пришельца-убийцу. И это обидно, потому что Хищник заслуживает большего. Да и мы с вами тоже.