Сейм опубликует телефонную книгу КГБ ЛССР
Смелые депутаты решились предать огласке имена штатных работников КГБ Латвийской ССР
Пляски вокруг «забытого» архива КГБ ЛССР продолжаются. Комиссия сейма по правам человека больше часа обсуждала, что из этих архивных материалов рассекречивать, что публиковать и что оставить для исследований историкам.
Враги народа поименно
Эпопея с мешками КГБ длится уже 27 лет. Однако до сих пор политики так и не решили, что, собственно, делать с этим наследием советского периода. Поэтому и по сей день часть материалов КГБ является закрытой и хранится в помещениях Бюро по защите конституции (БЗК).
Речь прежде всего идет о картотеке агентов КГБ, их донесениях и учетном журнале агентуры. Часть депутатов перед выборами пытаются добиться рассекречивания и даже публикации имен и фамилий всех бывших агентов.
В понедельник на заседании комиссии выяснилось, что рабочая группа, созданная комиссией, поддержала предложение об отправке картотеки агентов и их донесений из БЗК в Национальный архив, где историки и журналисты смогут получить полный доступ к этой картотеке. Но сама комиссия за это предложение еще не голосовала. Пока депутаты проголосовали лишь за предложение о публикации в интернете имен и фамилий штатных работников КГБ ЛССР.
В качестве источника для публикации будет использоваться... телефонная книга КГБ ЛССР.
Люстрация продолжается
Самое забавное, что большинство ныне живущих в Латвии бывших штатных работников комитета госбезопасности ЛССР никогда своего прошлого и не скрывали. Более того, телефонная книга КГБ ЛССР секретной никогда не являлась, и уже давно ее содержимое публиковалось на многих интернет—порталах.
Как известно, штатным работникам КГБ по—прежнему запрещено баллотироваться в сейм и в местные самоуправления. Штатные же работники КГБ, которые являются негражданами, не могут проходить натурализацию. Так что люстрация в отношении бывших офицеров КГБ продолжается по сей день. Теперь в качестве дополнения планируется публиковать их имена в СМИ.
Успеть до выборов
Но самый главный вопрос — о предании огласке агентуры КГБ — все еще остается нерешенным. Против публикации имен бывших агентов выступают Бюро по защите конституции, другие спецслужбы, а также созданная недавно инициативная группа, в которую входят историки, бывшие руководящие работники спецслужб, священнослужители и ученые.
По версии участников этой группы, во—первых, списки агентуры неполные и искаженные, во—вторых — агенты тоже были разные. Да, были и так называемые идеологические агенты, которые стучали на сослуживцев, коллег, даже родных и друзей. Но были и те, кто помогал правоохранительным органам бороться с организованной преступностью, коррупционерами, потенциальными террористами и мошенниками. «Почему их имена тоже нужно обнародовать и делать из них „новых врагов народа“?» — недоумевают представители инициативной группы.
Как ожидается, до выборов сейм должен все—таки успеть принять решение по публикации имен агентов КГБ. По неофициальной информации, в числе агентов (или говоря в народе — стукачей) фигурируют известнейшие представители латвийской интеллигенции.
Кстати
Член уже ликвидированной правительственной комиссии исследователей материалов КГБ Линардс Муциньш недавно развенчал миф о том, что картотека агентов (нештатных сотрудников) КГБ ЛССР, которую в 1991 году не успели вывезти или уничтожить, могли впоследствии «подредактировать» или выбрать оттуда карточки нужных агентов. Как пояснил Л. Муциньш, карточка агента полностью дублируется соответствующей записью в журнале регистрации. То есть на каждого зарегистрированного в журнале агента (с именем и фамилией) имеется учетная карточка. Один агент — одна карточка и одна учетная запись в журнале. Поэтому ничего бесследно исчезнуть не могло, как и вписать что—либо было просто невозможно.
Таким образом, подчеркивает Л. Муциньш, те, кто кричит, что картотека могла быть «отредактирована», — сами бывшие агенты КГБ и им, разумеется, невыгодно, чтобы их фамилии, как агентов КГБ, были опубликованы.
Абик ЭЛКИН.