Поднять ставку ЦБ – не лучшая идея
Москва, 11 сентября - "Вести.Экономика" Ровно неделю назад председатель ЦБ России Эльвира Набиуллина заявила: Центробанк России видит значительное число факторов, которые говорят за сохранение ключевой ставки, но появились также некоторые факторы, которые позволяют «положить на стол» вопрос возможного повышения ставки. В качестве таковых факторов назывались высокая волатильность на финансовых рынках и проинфляционные риски: показатели инфляции «возвращаются к нашей цели чуть быстрее, чем мы прогнозировали раньше, в том числе и прежде всего из-за внешних факторов».
шеф-аналитик ГК TeleTrade Пётр Пушкарёв
«В последние 2 года финансовые институты и бизнес жили в условиях угасающей инфляции, что само по себе явилось следствием грамотнейшей политики ЦБ, которая позволила стабилизировать курс рубля, создавала стимулы не покупать валюту, стимулы держать деньги в ОФЗ, и – дала возможность планомерно снижать ставки: со «страшных» 17%, если ещё помните, затем просто обратно до «вменяемых» 10%-11%, и постепенно шаг за шагом решительно до нынешних 7.25% годовых.
Не нужно и было бы ошибкой – ломать эту стройную систему сейчас одно-двухразовым подъёмом ставки – в попытке справиться с сиюминутной конъюнктурой валютных атак на рубль этой осенью, под «дулом» фактически нереализованных ещё как следует угроз наших американских «друзей». Нам бы только «ночь простоять, да день продержаться». А точнее – всего месяцок-другой, пока там «главные буржуины» за океаном в своих приоритетах разберутся. Ещё одного скачка доллара за это время не избежать: куда-нибудь в лучшем случае в район 72 рублей, а то и до 75 рублей – при сохранении нашей холодной головы и грамотной политики. Как бы мы ни старались. А вот если поведёмся и начнём заливать костёр соляркой, пусть и мелкими пока капельками – можем только сделать ещё хуже.
Рубль всё равно скатится ниже, чем сейчас. Принципиально это не изменишь: вниз движутся все валюты emerging markets, а пока мы ждём пакета санкций – против этого ветра вспять мы дуть не сможем. Но чтобы это «ниже, чем сейчас» было не так низко, как могло бы быть, нужно: 1) снабжать банки и через них экономику валютой напрямую через валютные кредитные механизмы ЦБ, а кредитование рублями минимизировать – как было сделано 3 года назад, и покупок валюты на бирже тогда стало сразу меньше 2) организовывать согласованные по срокам планомерные веерные продажи валюты экспортёрами, чтобы по валюте периодически выходили на рынок продавцы 3) проводить словесные интервенции и разъяснительную работу о будущем – как делал сегодня Максим Орешкин, например, с утра: результат есть, после 70,5 руб вчера вечером доллар и открылся сегодня по 70,1 руб, и откатывал до 69,8 руб. Понятно, что от всего этого тренд по рублю не развернулся и не развернётся: но он замедляется, а рублю именно и нужно выиграть время – пока, наконец, то не прояснится, насколько серьёзны окажутся санкции. Проблема и возникает именно из-за того, что тянется время: лучше бы один раз уже приняли хоть какой пакет против нас, и на этом всё, но нет… Поэтому и нам что остаётся: отрицательное воздействие неопределённой подвешенной ситуации устранить мы не можем, но можем уменьшить от неё эффект. Этим и надо заниматься. А вот процентные ставки повышать не надо – это не поможет, и ниже я подробно объясню, почему же не поможет.
Варианта повышать ставку на кардинальные, не знаю, 5% – разумеется, пока и нет и быть не может. Инфляция пока и близко не растёт такими темпами (тьфу-тьфу, чтобы не сглазить). Официальная в пределах 4%, но и другая инфляция, реальная и по отдельным группам товаров, включая бензин, явно за пределы нынешней ключевой ставки в 7.25% не выходит. И не выйдет, если не создать искусственно панику, а как раз резкое повышение ставки в нашей стране такую панику создать способно: именно так в декабре 2014 года и получилось. Сейчас ну явно делать так нет оснований, но если в какой-то момент и покажется, что основания эти появились… то лучше не надо. Посмотрите на пример Турции, где Эрдоган запретил по сути своему карманному Центробанку поднимать ставку выше и так высоких 17.5% при инфляции у них в 15% по году – и их турецкая валюта обвалилась. Но рядом и пример Аргентины, где послушали МВФ и ставку задрали до безумных 35%, потом и до 60%, а толку? Пока в Аргентине этим занимались, их валюта обвалилась всё равно с тем же грохотом, что и турецкая. Пока спекулянты не наелись и не подумали, что «дно» должно быть где-то близко – атаки всё равно не прекратились. А раз так, тогда какой смысл резко ухудшать кредитные условия для бизнеса. Наша экономика только-только начала раскочегариваться тем более…
Нет-нет, процентные ставки должны следовать исключительно за витками инфляции, если они будут. А пока инфляция у нас или мала, или во всяком случае никак не трагическая, два года назад ещё мечтали только о таком уровне инфляции – что даст по факту небольшой, но знаковый подъём ставки, в пределах 0.25%-0.5%? Рублёвые кредитные линии не станут от этого для крупных игроков настолько дороже, чтобы они из-за этого отказались от идеи пересидеть волнительный момент в валюте – или просто тупо заработать на спекуляциях. Обеспокоенность огромной массы бизнеса и граждан изменение ставки не снимет: а, может быть, даже наоборот – люди решат, раз поднимают ставку, реально пахнет жареным, пойдут в валюту ещё больше.
Мы не Запад, где люди будут инвестировать куда-то с радостью ради лишних 0.5% годовых: тут за день рубль больше теряет. Ни в рубль, ни в ОФЗ, ни на российский фондовый – денег эта мера сейчас не привлечёт. Рынок всё равно будет думать, что до «дна» ситуация ещё не дошла, и терпеливо ждать лучших условий, чтобы купить «после обвала». Если много людей ожидают движения курса вверх кто на 3 рубля, кто на 5 рублей, кто на 10 рублей, а кто-то самый безумный «свято верит» в доллар по 100 – то вот уж точно удорожанием кредитов и депозитов на 0.5% такой народ не переубедишь. Зато сомнения в души бизнесменов удорожанием кредитов
Подъём курса всё равно скорей всего произойдёт. И куда проще уже позволить ожиданиям обеспокоенной массы и потирающих руки спекулянтов – частично сбыться. Пережить этот момент, после чего «долгожданный» пакет американских санкций наконец уже примут – и либо он окажется мягче, а доллар вернётся, условно, на 65 рублей, если не ещё ниже. Либо примут жёсткий пакет, и тогда нас ждёт и более серьёзный разовый скачок вверх доллара и евро, и скачок доходностей по ОФЗ до 10.5%-11,5% – после чего на наши ОФЗ возникнет бешеный просто спрос. Покупать будут все те, кто этого момента так ждали. В том числе и часть тех инвесторов, кто решил выйти и вышел из ОФЗ весной и летом временно, а не на совсем. Потому что условия будут лучшие: самый лучший обменный курс валюты на рубли, плюс самая высокая годовая доходность по самим бумагам. А покупать их будет всё ещё можно даже американцам, не говоря уже про остальных. Ведь по самому жёсткому законопроекту операции с ОФЗ будут возможны ещё в течение 180 дней после принятия одиозного закона. Если его в таком виде вообще ещё примут, в чём лично я сильно сомневаюсь. Кто хотел выйти, испугавшись этого закона или скачков рубля – в основном уже вышли. А вот кто хочет или захочет на этот прибыльный рынок зайти – тот как раз зайдёт. Поэтому в любом случае по курсу рубля образуется этой осенью «дно», после чего и рубль, и весь наш рынок основательно отскочат и снова успокоятся.
Понятно, что решение не будет для ЦБ простым: и дело не только в курсовых скачках рубля, а в том, что события с рублём – к сожалению, не вполне самостоятельная история. Давление на рубль связано далеко не только с проектом жёстких санкций, лежащим наготове в конгрессе, а ещё больше – с турбулентностью на всех развивающихся рынках.
После буквально посыпавшихся валют Турции и Аргентины, которые только-только пришли немного в себя и получили передышку, плохо теперь уже всем валютам БРИКС. Эффект «домино» зацепил их поголовно. Лихорадит ранд в ЮАР, и при большом желании «атакующих» его сил у него есть ещё серьёзное пространство, куда падать – хотя бы до максимумов 2016 года, не говоря уже про большее. В Бразилии в январе за доллар давали 3,25 реала, а сегодня курс 4,11. Рупия в Индии подешевела за год вроде бы «всего-то» на 15%, но по дороге она переписала собственные минимумы всех времён, и не факт, что это конец дороги вниз. Даже в Китае власти, вопреки расхожему мнению, уже давно не только не «манипулируют» слабостью юаня, а напротив, пытаются её сдержать, дабы доллар не перепрыгнул до конца года «вечный» барьер в 7 юаней.
Поэтому и что касается рубля – далеко не всё в наших руках, это слабо ещё сказано. Мы вообще мало что можем изменить до тех пор, пока на других рынках вовсю работает «долларовый пылесос», и большинство национальных валют находятся в подавленном состоянии. Ими охотно спекулируют огромные влиятельные фонды, словно по команде «ату!», а подпитываемые страхами настроения внутренних инвесторов лишь помогают этим игрокам в финансовый и политический покер добиваться своих целей, расширяя всё на большее количество стран сферу своего влияния.
Рубль в этом ряду – ещё до сих пор сравнительно островок стабильности. Причём за счёт трёх тщательно выстроенных «оборонительных редутов», которые и надо продолжать использовать как свои козыри в борьбе и со страхами бизнеса и населения. И с аппетитами рыночных спекулянтов.
1) Мы не набрали столько долларовых кредитов, сколько остальные перечисленные страны. После 2015 года наши компании долги отдавали, а государство не лезло сильно в долговую кабалу. Внешний долг России не превышает 3% от ВВП, и это самоограничение – результат продуманной политики.
2) У России огромные золотовалютные резервы: более $450 млрд, причём только за последний год они выросли более чем на $75 млрд. Да, в том числе и за счёт тех самых покупок валюты Минфином, которые эксперты постоянно цитировали как фактор давления вверх по курсу доллара – хотя в действительности, не так был страшен «чёрт» по объёмам закупок валюты, как его «малевали». И, собственно, квартальный-то план Минфина по новым займам ОФЗ, который очевидно выполнен теперь не будет – «стоил» всего лишь порядка $7,5 млрд: 1/10 от нашей годовой прибавки в резервах. Мало сегодня желающих купить ОФЗ на нынешних условиях Минфина? Все ждут ещё лучших условий по доходности, и ждут скачков рубля и санкций? Совершенно не проблема – можем ещё спокойно и полгода вообще без денег от новых размещений пересидеть, если понадобится.
Более того, часть накопленных валютных резервов можно, как и 3 года назад, снова использовать для снабжения банков и экономики валютой – через выстраданный тогда опытом механизм «валютного репо». Свои плоды он дал: валюту сперва занимали у ЦБ, вместо того чтобы продолжать покупать её на бирже. А затем и начали эту валюту продавать, когда поняли, что «дно» по рублю давно достигнуто и пройдено, что и спекулировать, и инвестировать в рублях становится выгоднее, нежели держать и дальше залежи валюты.
3) Высокие цены на нефть, которых мы опять-таки добились совместным переговорным трудом со всеми нефтедобывающими странами ОПЕК+. И теперь не только можем этими ценами «козырять», но и можем создать условия опять для постепенных веерных продаж валюты экспортёрами. Уговорить пойти на эти меры будет можно, по мере того как курс доллара будет ещё понемногу подниматься – но за счёт согласованных продаж он будет периодически откатывать, и в целом вырастет не так сильно, как мог бы.
Если бы не вся эта тщательно выстроенная «оборона», то плохо бы пришлось уже давно рублю. А так рубль находится ещё в относительно привилегированном и более простом, на самом деле, положении, по сравнению со многими валютами emerging markets. У них намного меньше сил, чтобы держать удар. Это мы ещё сидим прочно. И будет всё у нас нормально, если резко дёргаться не будем. Я сейчас не только про ключевую ставку ЦБ говорю, конечно, но и в целом про все другие элементы финансовой, экономической политики. Наш курс – должен быть на развитие, на прорыв. И надо гнуть свою линию. У нас намного больше оснований для уверенности в сегодняшнем и особенно в завтрашнем дне, чем многим из нас на сегодняшний день представляется».