Первый танковый бой походил на битву монстров
Сто лет назад возле французского городка Виллер-Бретонне произшло первое в мире танковое сражение. Самодельные немецкие A7V "схлестнулись" с аннглийскими Mark IV, и по накалу страстей эта битва не уступала легендарной "Курской дуге".
Как известно, танки не комфортабельные джипы. Хотя недавно индийские военные и возмущались, что в поставляемых из России машинам Т-90 нет кондиционеров. Но рассказали бы они это танкистам Первой мировой, которые вообще воевали в сущем аду.
Первые машины практически не проветривались, поэтому в них было чрезвычайно жарко. Внутри быстро накапливался пороховой дым, а грохот от 6-цилиндрового двигателя стоял такой, что экипаж пользовался разноцветными световыми сигналами для простейших команд, так как кричать было просто бесполезно. Но самое ужасное было то, что внутри танка приходилось сидеть в противогазах, так как противник постоянно применял химическое оружие.
В тот день, 24 апреля 1918 года с поле сошлись всего по три танка с каждой стороны. Тогда еще не было разработано никакой тактики танковых сражений, громоздкие машины лишь пугали пехоту своими пулеметами и пушками, но главное, своим устрашающим видом.
Немцы вооружили свой 36-тонный A7V тремя пулеметами "Максим" и 57-мм пушкой. Толщина брони 7-метровой машины составляла 30 мм. Танк по шоссе развивал скорость до 14,5 км/час, но по грунту двигался в два раза медленнее.
A7V противостояли английские Mark IV, более легкие (28 тонн) и при этом менее скоростные. До этого англичане уже использовали их в сражении при Камбре, где довольно успешно преодолевали оборонительные рубежи англичан, пока последние не научились сбрасывать на них фосфорные бомбы. Интересно, что Mark IV делился на "самцов" с пушками и "самок" с пулеметами, которые должны были отсекать пехоту. Так их и называли male и female.
В то утро британскому танковому корпусу, состоящему всего из трех машин приказали дать отпор немцам, которые двигались со стороны населенного пункта Каши. Лейтенант Фрэнк Митчелл командовал "самцом" с пушкой, а два остальные танка были "самками".
Немцы застали британских танкистов врасплох химической атакой, на тот момент никем не запрещенной. Вдохнув горчичного газа по полной, англичане бросились к своему танку. Из экипажа Митчелла, состоящего из семи человек, в состоянии продолжать бой были только трое. Тем не менее, все три машины выдвинулись навстречу немецкой группе, которой командовал 41-летний лейтенант Вильгельм Бильц, в гражданской жизни профессор химии.
Митчелл заприметил танк Бильца за триста метров и начал стрелять в немца на полном ходу. A7V расстрелял "самок" и заставил их отступить, однако Митчелл сдаваться не собирался. В то время не было бронебойных снарядов, поэтому стороны изводили друг друга обычными боеприпасами. Немец сразу занял позицию и начал методично вести огонь по Mark IV. Вскоре механик британца получил тяжелое ранение в ногу и выбыл из схватки.
Митчелл понял, что ему не попасть по Бильцу, пока он не остановится. Тогда он выключил двигатель и начал стрелять по немцу. Три снаряда попали в цель. Бильц отдал приказ покинуть машину, но восемь членов экипажа застрелили англичане из пулеметов.
У немцев оставалось еще два танка, но они решили отступить и не связываться с британцем. Но Митчелл на этом не успокоился и бросился давить немецкую пехоту. К нему присоединились 7 легких танков Mark A. вооруженные пулеметами. Вскоре танк Митчелла подстрелил немецкий истребитель, после чего оставшимся в живых танкистам пришлось укрываться в траншее.
Между тем, Бильц не бросил машину. Увидев, что англичане уехали вперед, он завел танк и вернулся к своим. Таким был первый танковый бой в истории человечества, в котором англичане записали победу за собой.