Русская мама: «Я не хочу облатышивать детей!»
Молодая рижанка с сетевым псевдонимом Inna Djeri на днях выступила в Facebook на тему реформы школ и общей ситуации в Латвии. С ее разрешения газета «СЕГОДНЯ» публикует это мнение.
«Сегодня у меня именины по латышскому календарю. Спасибо всем, кто меня поздравил! Не считая моей русскоязычной семьи, где меня поздравляют с именинами всегда, остальных было шесть человек. Для тех, кто не в курсе, именины в Латвии по традиции празднуют ярко, поздравлять приходят все, кто хочет, и без приглашения, а кто празднует день имени, всех пришедших угощает. Ирония в том, что латышей из поздравивших — три человека. А мне нравится соблюдать латышские традиции.
С 17 лет я в латышском коллективе — то в университете, то на работе. Я быстро выучила язык, прониклась традициями, историей (не самой обновленной, а той, что в середине 90—х еще не переписали), в общественных местах всегда говорю на государственном языке — почти мечта местных националистов. Няню наняла детям латышскоязычную и старшего отправила в латышскую группу детского сада (там не срослось, но это другая история). Повсюду продолжало слышаться: «Вы не хотите учить латышский!», «Оккупанты!»... а я молодая, мне больше о любви и о карьере хотелось думать, не до политики было, да и чего спорить с крикливыми идиотами, а политика — это не мое. И так было до тех пор, пока крики националистов не коснулись моих детей.
Да, так сложилось, что в Латвии очень много нацменьшинств, большинство этих людей тут уже родились. Скорее всего, не будь у Ленина такой хорошей охраны и подмоги в виде Красных латышских стрелков, не было бы и всей истории с Советским Союзом, не было бы и ЛССР, репрессий, заводов и пр., но история не знает сослагательного наклонения. Все это было, но было в прошлом веке.
Сейчас век 21, готовимся к 100—летию нашей станы и очередным выборам в сейм. Чем 4 года политики занимались, неважно, в предвыборной гонке понеслись реформы, среди них 72 реформы образования, из которых самая скандальная — реформа русских/билингвальных школ.
Моим детям, — и решать это будем мы с мужем, — не подходит реформа образования. Не подходит начало обучения с шести лет, не подходит 50% обучения с 1—го класса на неродном языке, не подходит объединение с детками с РАС (тут, скорее, им с нами)(РАС — расстройства аутистического спектра. — Ред.), не подходит перспектива не изучать родную литературу в средней школе и переводить тексты с английского прямиком на латышский. Мы осознаем важность латышского языка в Латвии и считаем нормальным, что до 18 лет все освоят латышский на очень хорошем и даже отличном уровне в билингвальной школе, а также в кружках по интересам, что сейчас и происходит. Поэтому, кроме идеи о национальном государстве, больше аргументов в защиту реформ не вижу.
В связи с реформами образования в моей FB—ленте появились политические посты против реформы. Все мои латышскоязычные друзья и знакомые оценили это как предательство в той или иной степени, тет—а—тет пообщавшись с двумя людьми, удалось—таки услышать мнение, что реформа хотя бы непродуманная и несвоевременная.
Что происходит: если бы я сделала каминг—аут, что я — представитель сексуального меньшинства, очень многие латыши, я уверена, меня бы подбодрили и поддержали. А то, что я громко сказала, что я русская и мой язык русский, и я хочу, чтобы мои дети — граждане Латвии — учились на русском, вызвал у 99% из них лишь агрессию — тихую, молчаливую, самую страшную. С таким чувством соседи сдавали своих соседей в 37—м...
У нас русскоязычная семья. Я не хочу, чтобы мои дети учились в латышской школе, не изучали бы там русский и литературу как родной, получали бы нападки на свои корни, в подростковом возрасте начали бы стесняться нас, родителей, и в результате стали бы такими латышами, которые уже сейчас не принимают меня, мою национальную идентичность и мой родной язык. Я не хочу облатышивать детей, и это, оказывается, повод для большинства прервать со мной контакт, перечеркнуть массу воспоминаний. Все это никак не мешает мне любить, ценить и уважать Латвию и латышей.
Я также не знаю, как теперь отдавать детей в русскую/билингвальную школу, потому что с нынешней реформой ребенок либо должен владеть двумя языками в совершенстве, либо я должна корпеть с ним над уроками. Я бы еще подумала, если бы школы нацменьшинств укомплектовали нормальными педагогами, у кого латышский родной или как родной, кто любит свою работу и детей вне зависимости от национальности, а при теперешнем возрастном педагогическом составе дети в школе нацменьшинств не выучат ни предметы, ни латышский. Я бы подумала, если бы были разработаны планы перехода и методики, а не а—ля обучение плаванию методом бросания в воду: выплывет — не выплывет (а процентов 20 не выплывет). Я бы подумала, если бы об обучении латышскому моему сыну 2012 года рождения реально, а не так, как это сейчас происходит, позаботилось государство. А пока я вижу только стаю ощетинившихся волчар, которые рычат: «Так надо!», «Вы должны!», ну или «Расслабься, все будет хорошо!» А я как Станиславский: «Не верю!». За почти 30 лет независимости я латвийским политикам не верю.
Я даже не могу отдать детей в частную школу: на них распространяются все те же реформы.
Я здесь родилась, здесь живу, родила здесь своих детей, тут плачу налоги и коплю на пенсию. Я хочу процветающую Латвию: богатую, красивую, гостеприимную для людей и инвесторов, независимую от США, дружественную к многодетным семьям, толерантную к разным культурам, а не только к сексуальным меньшинствам. Естественно, что все должны тут говорить на латышском, а уж думают и учатся пусть на каком хотят. Я не буду участвовать в построении национального латышского государства — мне эта идея чужда, и это утопия покруче коммунизма. И я никуда не уеду, потому как ниоткуда не приезжала. Но и латышкой никогда не стану.
Предлагаю оставить русскоязычных детей в покое в билингвальных школах и всем заняться решением более важных экономических и демографических проблем, потому что в реальности других больше нет. Нормальный доход и уровень жизни, в отличие от принудительной ассимиляции, сплотит любое общество. А политиков с их «разделяй и властвуй» надо в топку.
Мира и добра всем!"