Соблазн этнократии
В преддверии 16 марта — дня шествия легионеров Ваффен СС и очередной попытке нацобъединения увековечить их память — газета «СЕГОДНЯ» обратилась за комментарием к руководителю исследовательских программ фонда «Историческая память» (Москва) Владимиру Симиндею, человеку, выросшему в Латвии и позже работавшему дипломатом в Риге.
— Почему неонацизм — вечен?
— Потому что всегда есть соблазн этнократии, соблазн маленьких людей испытывать чувство превосходства по факту своего происхождения, а также культ расправы с неугодными.
— В декларации сейма о латышских легионерах во Второй мировой войне от 29 октября 1998 года заявляется об их невиновности в чем–либо. Так ли это?
— Нет конечно! Во–первых, все каратели из латышских полицейских батальонов числились по заведенным немцами правилам в Латышском легионе СС. Во–вторых, латышские легионеры из 15–й и 19–й дивизий войск СС также участвовали в преступлениях и зверствах. Так, в 2015 году мы в «Журнале российских и восточноевропейских исторических исследований» впервые опубликовали показания офицера Латышского легиона СС Валерия Кирштейнса, содержащие свидетельства участия в насилии над мирным населением на оккупированной территории России в 1944 году военнослужащих 19–й латышской дивизии. Там, в частности, содержится следующая информация: «Юго–восточнее города Остров на дуге реки Великой 19–й дивизией «СС» при занятии позиции в радиусе по фронту 12 километров были сожжены все постройки и деревни мирного населения со всем их имуществом, а население перед этим было угнано в тыл Латвии.
Всего таким образом было сожжено 19–й дивизией СС около 2000 домов /две тысячи/ дотла, даже вырубали и сжигали фруктовые сады и деревья. Данные злодеяния производила группа, выделенная из каждой роты дивизии. Приказ издавал ШТРЕКЕНБАХ, а контроль исполнения проводила полевая жандармерия дивизии под руководством капитана, фамилии которого сейчас не помню. Все это относится к периоду марта–апреля 1944 года».
— Некоторые латвийские историки делают акцент на сопротивлении как немцам, так и СССР Латвийского центрального совета. Действительно сопротивлялись?
— Определенные риторические опыты у Латвийского центрального совета были, некоторые из них пострадали от нацистов, но надо вспомнить, что немалая часть членов этого совета в 1941–1942 годах активно сотрудничала с нацистами — в надежде выпросить некую автономию или протекторат для Латвии. Да и в дальнейшем… Тот же бывший министр иностранных дел Латвии Лудвигс Сея, пытавшийся возглавить некое «бюро по внешним связям» (личинку «будущего» МИД), в 1944 году собирался с благословения немцев ехать в Швецию почитать лекции об «ужасах большевизма». Также и радиопередатчик национал–оппозиционеров, работавший для находившихся в Швеции английских и американских разведчиков, был «под колпаком у гестапо Мюллера«: германских спецслужбистов вполне устраивали кошмарные «сведения» о положении в освобожденных Красной армией районах.
— Почему молчит Европа?
— Ханжество, извращенное понимание блоковой солидарности, пресечение публичных «разговорчиков в строю». Все это привело к тому, что сейчас в Латвии нацики опять всерьез протаскивают законопроект о признании «дня эсэсманиса» 16 марта памятным днем.
— Почему молчит Россия?
— Россия не молчит, практически ежегодно выступая с протестами и осуждением неонацистских шествий «в честь» легионеров СС. Но в условиях мощной антироссийской кампании на Западе эти слова приглушаются, игнорируются.
Сергей ТЫЩЕНКО.