Экс-глава БЗК: вряд ли Римшевича возили на Камчатку, чтобы завербовать
Бывший сотрудник БЗК Арнольдс Бабрис считает, что главу Банка Латвии Илмарса Римшевичса вряд ли пригласили на Камчатку для конспиративных переговоров, особенно с учетом фотосессии.
C точки зрения российской разведки, поездка руководителя Банка Латвии Илмарса Римшевичса на Камчатку вряд ли представляла какой-то интерес, считает предприниматель Арнольдс Бабрис, экс-начальник экономического отдела Бюро по защите конституции (БЗК) — латвийской контрразведки. Об этом он заявил в интервью газете Neatkarīgā Rīta Avīze.
Как уже сообщал Sputnik Латвия, разговоры о «российском следе» в деле Римшевичса начались после публикации агентством Associated Press фотографии 2010 года из поездки главы Банка Латвии на Камчатку.
Бабрис уверен, что упреки в адрес БЗК за то, что спецслужба не знала о поездке Римшевичса в Россию, необоснованны, поскольку БЗК не должно мониторить частные поездки руководства Банка Латвии.
Экс-сотрудника бюро не смущает и то, что у Римшевичса есть допуск к государственной тайне высшего уровня.
«С точки зрения шпионажа, если какой-то сотрудник российских спецслужб захочет вступить в контакт с кем-то с высшим уровнем допуска к гостайне, поверьте мне, он не будет приглашать этого человека на Камчатку, тем более в такой компании, с фотосессией», — отмечает Арнольдс Бабрис.
Он уверен, что все конспиративные встречи можно организовать в Латвии или где-то ещё в Европе с соблюдением всех необходимых мероприятий по обеспечению безопасности. А поездки в дальние страны вызывают слишком большие подозрения. Так что, по мнению Бабриса, поездка Римшевичса на Камчатку ни о чем не говорит.
Илмарс Римшевичс получил образование в США в советское время, в 1988 году, благодаря соглашениям Горбачева и Рейгана. На вопрос, как в БЗК относились к тем, кто получил образование в советский период в капиталистической стране, в привилегированных условиях, Бабрис ответил, что сам по себе этот факт ни о чем не свидетельствует.
«Это может быть индикатор, но важно, как человек ведет себя сейчас, какие он принимает решения, не используется ли информация, которой он владеет, против нас», — отметил Бабрис.
Предприниматель считает, что сейчас у Латвии нет своей экономической политики.
«Сейчас стоило бы раскрыть не мешки ЧК, а мешки Сейма — и изучить, какие кретины и предатели уничтожили производство, голосовали за свои решения «истории успеха» и другие мероприятия, уничтожающие народное хозяйство, компонент обязательной закупки и так далее», — уверен Бабрис.
Журналист отмечает, что Римшевичс и был одним из таких политиков. На это Бабрис напомнил, что в свое время глава Банка Латвии предупреждал премьера Калвитиса и других высокопоставленных чиновников о том, что латвийская экономика накачивается искусственно за счет средств шведских пенсионных фондов и кризис неизбежен. Но политики предпочли ничего не предпринимать.
Корреспонденты приводят другой факт: второе образование за рубежом в 1991-1992 году Римшевичсу оплатили Айнарс Гулбис и Юлийс Круминьш, у которых в те годы была возможность приватизировать советские военные объекты еще до того, как они перейдут в собственность Латвии, что, по мнению журналистов, «тоже о чем-то говорит». Корреспонденты уточнили, не должен ли был этот факт попасть в поле зрения БЗК.
По его убеждению, нет плохих людей, есть только кадры, и нужно работать с тем, что есть. Главное — добиться, чтобы они работали в правильном направлении.
От коллег ведущих западных разведывательных служб он часто слышал, что выдворение иностранного шпиона — неэффективная мера, поскольку уничтожается канал информации, который больше нельзя контролировать.
«Свято место пусто не бывает — на его место придет другой, кто-то, кого ты можешь и не вычислить», — говорит Бабрис.
Однако политикам часто необходимо шоу, поэтому шпионские скандалы появляются с завидной регулярностью.
Основной угрозой национальной безопасности экс-сотрудник БЗК по-прежнему считает «глупость, эгоизм, небрежность и популизм» политиков.
Одним из примеров антигосударственного поведения Бабрис в том же интервью называет позицию министра иностранных дел Латвии Эдгарса Ринкевичса по газопроводу «Северный поток».
На вопрос о том, почему же БЗК не расследовало действия Ринкевичса, Бабрис подчеркнул, что глава спецслужбы Янис Майзитис не получал такого запроса от латвийского руководства.
«Это не мешает господину Майзитису самому прояснить важные вопросы и информировать о них политиков, но тут дилемма в том, что нужно расследовать действия министра, который является членом Совета национальной безопасности», — отметил Арнольдс Бабрис.