«мама!» — худший фильм века?
В разговоре со студентами киношколы Loyola Marymount Даррен Аронофски коснулся темы негативной критики в отношении его фильма «мама!». «Моя любимая рецензия — из New York Observer, где Рекс Рид написал: „Это худший фильм века“. Для меня это победа. В том смысле, что наконец-то я на вершине списка!».
Аронофски говорит, что рецензии не читает. «Стараюсь избегать. Меня все это не очень-то интересует. Задача режиссера — снять фильм и передать его миру лучшим из всех возможных способов с привлечением всех ресурсов. И потом будь что будет».
Критики могут менять свою точку зрения на фильмы, ну а время порой вносит свои коррективы. В качестве примера Даррен Аронофски приводит драму «Фонтан». «Долгое время после выхода ее ненавидели, над ней смеялись и издевались. Но ни у одного другого моего фильма нет таких преданных поклонников, как у „Фонтана“».
Режиссер с горечью вспоминает проблемы, связанные с «Фонтаном». За семь месяцев до начала съемок из проекта выбыл Брэд Питт. Почему актер ушел? «Знаете, мне кажется, что такие вещи всегда связаны с отсутствием уверенности в проекте. Можно это назвать так, можно страхом, а можно и отсутствием веры в фильм. Отказ всегда дается трудно, и потом с этим непросто жить». Работа над лентой велась в Австралии, где можно было хорошо сэкономить на налогах. Аронофски вылетел в Лос-Анджелес, чтобы переубедить Питта. «Мы встретились, и я отметил, что он отрастил бороду. Подумал, может, еще не все так плохо. Но я ошибался».
В какой-то момент съемки пришлось остановить из-за проблем с бюджетом, но съемочная группа оказалась настолько предана картине, что рабочие приносили на площадку собственные гвозди, чтобы дорабатывать декорации. К сожалению, тогда, в 2002-м, ничего не вышло. Декорации в Австралии пошли с молотка, а Аронофски уехал в Новый Орлеан. «Я сидел на веранде дома, пил джин с тоником, пялился на кладбище вдалеке. И тут мне позвонил Сильвестр Сталлоне. И он такой: „Как дела? Хочешь, заезжай ко мне?“ Он подставил мне свое мускулистое плечо, в которое я выплакался!» Интересно, что режиссер не был знаком с актером, но начал подумывать, не позвать ли его на главную роль в свой проект «Рестлер». Однако в итоге Аронофски вернулся к «Фонтану» и написал новый сценарий, который требовал 30 млн долларов бюджета вместо 75 миллионов.
После «мамы!» снова встал вопрос о религиозности режиссера. «Я работаю с библейскими сюжетами, потому что я рассказчик и люблю истории. А в Библии множество историй, мифов о создании, которые принадлежат одинаково всем. Меня не интересует, кому это принадлежит и что было на самом деле. Вся сила в самой истории. Икар — идеальный пример. Я произношу его имя, и все понимают его смысл. Никто не думает, надевал ли он крылья и подлетал ли к солнцу. Так что моя вера в историях». Любимой историей Аронофски называет легенду о Ное, которой он посвятил пять лет жизни.
Читайте рецензию латвийского кинокритика Артура Завгороднего на фильм «мама!» - «мама!» Даррена Аронофски: Манифест хаоса