Они начали производить электричество?
Вот станции когенерации в Мадоне и Седе, которые коммерсанты не успели построить вовремя. Начали ли они производить электричество хотя бы сейчас, когда разгорелся скандал?..
Очевидная проблема: нынешнее законодательство позволяет продлить разрешение строить электростанцию, даже если коммерсант может предъявить мощность только на пять утюгов. Это обосновывается тем, что мощность может меняться.
Как уже сообщалось, нынешней осенью истек срок, до которого последние предприятия, успевшие подать заявки, должны были закончить строительство так называемых «зеленых электростанций» — малых ГЭС, биогазовых станций, ветровых генераторов и тому подобного. Как выяснилось, многие предприятия не закончили проекты, но лицензии сохранили. То есть в теории они могут продавать обычное электричество по 5–кратной цене. Это компании Briedis Būve (Салдусский край), Madonas eko (Мадона), Tektus и M parks (Аматская волость), E Strenči (Стренчи), Elektro Rīdzene (Цесисский край), E Seda (Стренчский край).
На этих станциях побывал синий контейнер, внутри которого находится генератор, сообщает программа Nekā Personīga. После того как программа нашла семь мест, которые производят энергию, но не достроены (иногда это просто огороженное поле), на прошлой неделе их посетила комиссия минэкономики.
Осмотрели счетчики и констатировали, что рядом с ними никакой электростанции нет. Это зафиксировал судебный исполнитель.
Чей недосмотр?
Министерство считает, что проблема с разрешением для недостроенных станций возникла в Регуляторе общественных услуг, так как он несет ответственность за подключение новых станций к сети. Там должны были заметить, что станций нет.
Регулятор, в свою очередь, кивает на Sadales tīkls, который не выполнил правила о подключении новых станций. Подготовил акт, не выяснив, сданы ли станции в эксплуатацию. Ведь подключение — это самый последний этап после того, как станция построена и сдана в эксплуатацию.
Еще одна проблема: нынешнее законодательство позволяет продлить разрешение строить электростанцию, даже если коммерсант может предъявить мощность только на пять утюгов. Это обосновывается тем, что мощность может меняться.
Sadales tīkls на время расследования отстранила от работы трех сотрудников. Двое из них проверяли наличие электричества на станции Rīgas enerģija, третий — на пустых мадонских полях с контейнерами.
Расследование ведет и госполиция, выясняя, не произошло ли во время проведения тестовых замеров мошенничества в крупных размерах.
Все ещё не работает
На станции RIgas enerGija также побывала проверка министерства. Журналистов на проверку не пустили, но предприятие и не отрицает: оборудование когенерации не работает. Потому что его нельзя запускать при посторонних.
Представители министерства также подтверждают: станция не работает. Работала ли она 22 сентября, когда проводилась проверка, еще выясняется.
В конце сентября Sadales tīkls подтвердил, что на станции в течение нескольких дней проходило бесперебойное производство электроэнергии. Эту проверку предприятию необходимо было пройти, потому что до 5 октября оно должно было доказать, что может производить электроэнергию. В противном случае оно бы потеряло финансирование — 43 млн евро.
Председатель правления Sadales tīkls Андис Пинкулис также признает, что во время проверки станция не работала на полную мощность. Почему сотрудник предприятия подписал акт и разрешение, сейчас выясняется.
Напомним, госполиция начала уголовный процесс о возможном мошенничестве в крупных размерах в связи с разрешениями на производство «зеленой электроэнергии» при обязательных закупках. Эта накрутка приводит к росту цен для простых потребителей.
Как нам подтвердила представитель госполиции Гита Гжибовска, 17 октября стражи порядка получили заявление от Министерства экономики. В связи с чем был начат уголовный процесс по 3–й части 177–й статьи — мошенничество в крупных размерах.
Антон ГОРОДНИЦКИЙ.