Латвия — осажденный лагерь с запуганным народом
Спикер парламента Латвии Инара Мурниеце (фракция праворадикального «Национального блока») призвала жителей республики готовиться к возможному нападению со стороны России. Действительно ли латвийский народ верит в войну с восточным соседом? Об этом рассказал Раймонд Рубловскис — полковник, экс-представитель Латвии в высшем военном командовании НАТО.
Сейчас, конечно, воинственная риторика все еще из обихода не вышла, а в страны Балтии прибывают на дислокацию батальоны НАТО. Но Украина, послужившая первоначальной причиной этого кризиса, нынче отошла на второй план — гораздо больше внимания привлекает Сирия и даже Северная Корея. Главной опасностью теперь представляется радикальный исламизм, террористы ИГ («Исламское государство»). А опасность прямого боестолкновения в Прибалтике хоть и не сошла на нет, но очень снизилась.
Однако тут нужно четко понимать, что те несколько батальонов НАТО, что сейчас дислоцируются в странах Балтии, никакой угрозой для России не являются. Эти три-четыре тысячи человек представляют совершенно незначительную силу, если сравнивать с российскими военными мощностями.
Здесь существует ряд политических партий, чуть ли не единственным козырем которых является крик «Русские идут!». Использовали, используют и будут использовать. Другая повестка дня практически отсутствует, а ведь нужно объяснять избирателю, почему жизнь под властью этих партий не становится лучше. Поэтому специально создают впечатление осажденного лагеря, дабы объяснить отсутствие качественной работы по решению социально-экономических проблем. Дескать, не до жиру, если готовится напасть коварный враг.
У нас достаточно часто происходят выборы, то в сейм, то в органы самоуправления, то в Европарламент — так что работать пропагандистам приходится постоянно. Но большинство народа в нападение России, думаю, все же не особенно верит. Люди понимают, что у Москвы нет никаких причин идти на страшные военные и политические риски.
Президент Латвии Раймонд Вейонис говорит о необходимости как-то урегулировать проблему массового негражданства в стране. Президент понимает, что в одночасье исправить проблему, висящую на государстве уже четверть века, невозможно, но он искренне пытается что-то делать. Но в нашем государственном устройстве президенту отводятся, главным образом, лишь представительские функции: он может предлагать, а не отдавать приказы. Ну а то, что правящие партии не хотят допустить никаких послаблений в процессе натурализации неграждан, объясняется обычным политическим эгоизмом. Если в стране в одночасье появится несколько сотен тысяч новых избирателей, это немедленно скажется на результатах выборов. Поэтому правящие пытаются заморозить ситуацию, невзирая на пожелания президента, на рекомендации со стороны ЕС решить уже как-то этот вопрос.
В целом у нас в стране представители разных национальностей отлично уживаются, царит этнический мир. Латвия изначально была многонациональной страной, поэтому традиция мирного сосуществования здесь царит испокон веков. На бытовом уровне отношения, как правило, очень хорошие, много смешанных браков. Радикалы из объединения «Национальный блок», делающие ставку на запугивание «русской угрозой», стабильно имеют 5-7 процентов голосов, но больше им вряд ли светит. Однако снос советского памятника — это как раз то, что может моментально накалить страсти и привести к межэтническому противостоянию. Понимая это, власти не пойдут на демонтаж монумента. Большая часть призывов к уничтожению памятника исходит от маргинальных персонажей, но респектабельные политики стараются с этой темой не связываться.
Притворство НАТО
Несмотря на то что Москва постоянно демонстрирует готовность к партнёрству, Североатлантический альянс продолжает видеть в Российской Федерации врага, пишет немецкоязычное издание Contra Magazin.
«Сторонники холодной войны» по-прежнему определяют западную политику. Ведь неспроста немецкому журналу Der Spiegel подкинули якобы «секретный» доклад НАТО», — убеждён автор статьи Марко Майер.
Создатели доклада утверждают, что Североатлантическому альянсу не по силам отразить нападение Российской Федерации. Это — не что иное, как «дезинформация» и демонстрация «притворного страха перед Россией», констатирует Майер.
Европейцев элементарно пытаются напугать «российским вторжением», чтобы в итоге получить возможность увеличить личный состав и бюджет «западного военного аппарата», поясняет автор статьи.
И это притом что нападение на одну из стран — членов НАТО — «самое последнее, что может прийти Москве в голову». Наоборот, Кремль не оставляет попыток наладить отношения с государствами Европы. «Запад, однако, отверг все предложения русских о сотрудничестве, так как Москва не пожелала отказываться от своего суверенитета (другими словами — полностью подчиниться западным элитам)», — подчёркивает Марко Майер.