Главная цель — восстановление демократии
9 октября 2017 года правящая коалиция Латвии поддержала предложение минобразования и науки о переводе с 2020/21 учебного года всех общеобразовательных предметов в средних школах нацменьшинств на преподавание только на латышском языке.
Данное решение грубо нарушает договоренности, достигнутые в 2004–2005 гг. после массовых акций протеста школьников русских школ против ликвидации школы с русским языком обучения, а также подписанную Латвией в мае 2005 года Рамочную конвенцию Совета Европы о защите прав нацменьшинств.
Вместе с тем ничего неожиданного в данном решении нет. Формирование Латвийского государства после обретения независимости в 1991 году как государства недемократического и неонацистского (в том смысле, что права латышской нации ставятся выше прав всех других народов, проживающих в стране) было предопределено содержанием Декларации о восстановлении независимости ЛР.
Включение в текст данной Декларации по инициативе представителей радикальной части западной латышской эмиграции не отвечающих нормам международного права тезисов о непрерывности существования ЛР де–юре с 1918 по 1990 год и об оккупации Латвии СССР с 1945 по 1990 год предопределило создание недемократического института массового безгражданства, придание русскому языку статуса иностранного, реализацию курса на ликвидацию существующей с 1789 года школы с русским языком обучения при одновременной реабилитации этнократического режима К. Улманиса и бывших нацистских коллаборационистов периода гитлеровской оккупации.
Последовательная реализация после 1991 года программы построения государства как недемократического и неонацистского привела, по оценке ПАСЕ от 8 ноября 2002 года, к формированию в Латвии «долговременного дефицита демократии».
Европарламент, поддерживая этот вывод, 9 сентября 2015 года указал на то, что сохранение института массового безгражданства в отдельных странах Европы — это форма политической дискриминации.
Основываясь на этих выводах, следует признать, что после 1993 года, когда впервые в новом времени состоялись выборы сейма в условиях отсутствия всеобщего избирательного права, ни один сейм и ни один муниципалитет не были избраны в ходе всеобщих и демократических выборов, что ставит под сомнение легитимность всех органов власти ЛР и принятых ими решений с 1993 года по настоящее время.
Сохранение и дальнейшее гарантированное на уровне закона развитие школы с русским языком обучения, так же как и других школ нацменьшинств, возможно лишь при условии возвращения государства на демократический путь развития.
Для этого необходимо:
1. Незамедлительно и безо всяких условий ликвидировать институт массового безгражданства.
2. В кратчайший срок после ликвидации института массового безгражданства провести первые после 18 марта 1990 года всеобщие выборы в местные органы власти, национальный и Европейский парламенты.
3. Отредактировать текст Декларации о восстановлении независимости ЛР, вычеркнув из него не отвечающие нормам международного права тезисы о непрерывности существования Латвийской Республики де–юре с 1918 по 1990 год и об оккупации Латвии Советским Союзом с 1945 по 1990 год.
4. Отменить преамбулу к тексту Конституции.
5. Приступить к разработке новой Конституции ЛР.
6. Отменить статус русского языка как иностранного.
7. Принять закон о национально–культурной автономии национальных меньшинств.
8. Отменить Декларацию о латышских легионерах во Второй мировой войне от 29 октября 1998 года.
В случае отказа правящей элиты Латвии от возвращения государства на демократический путь развития под угрозой могут оказаться перспективы выживания и развития и латышской нации: в условиях этнополитического конфликта и ухудшения экономического развития бегство населения из страны только усилится. Вспомним пророческие слова народного поэта Латвии Яниса Райниса: «Латвия может быть либо демократической, либо ее не будет вообще!»
Виктор ГУЩИН.