Он не такой: новое руководство Сирии обвинили в вероотступничестве В Вашингтоне не исключили начала масштабной гражданской войны в стране в ближайшие недели
Главный идеолог джихадизма Абу Мухаммад аль-Макдиси объявил президента Сирии Ахмада аш-Шараа "неверным". Ему вменяется отказ от введения законов шариата и установление в Сирии светских законов. На следующий день в ходе слушаний в Сенате государственный секретарь США Марко Рубио заявил, что не исключает падение временного правительства Сирии "в течение нескольких недель" и начала "масштабной гражданской войны". Подробности - в материале "Известий".
Отказ от санкций Сирии: реакция в стране
14 мая президент США Дональд Трамп встретился с временным главой Сирии Ахмадом аш-Шараа (с 29 января 2025 года президент Сирии на переходный период, а также один из предводителей наступления сирийской оппозиции 2024 года, которое привело к свержению главы государства Башара Асада). Было объявлено, что США приступят к снятию санкций, которые десятилетиями вводились в отношении Дамаска со времен правления Хафеза Асада и в период президентства его сына, Башара Асада.
Однако спустя несколько дней один из главных идеологов салафитского джихадизма Абу Мухаммад аль-Макдиси объявил Ахмада аш-Шараа неверным.
Справка "Известий"
Салафитский джихадизм - религиозно-политическая суннитская исламистская идеология, стремящиеся установить всемирный халифат.
"Как может тот, кто отказывается следовать исламскому закону и выбирает законы, созданные людьми, не быть неверным? Является ли его история джихада препятствием для такфира?" - так звучит новая фетва Абу Мухаммада аль-Макдиси.
Помимо него неверными объявлены также и все те, кто поддерживает Ахмада аш-Шараа "в его законах, противоречащих шариату".В стране постепенно сформировалась радикальная исламистская оппозиция, которая увидела в дипломатических шагах аш-Шараа прямую угрозу, а их риторика свелась к обвинениям в предательстве и неправильной вере. Среди прочего, аш-Шараа обвиняют и в готовности к нормализации отношений с Израилем через гипотетическое присоединение к "соглашениям Авраама".
Степень влияния, которое оказало заявление аль-Макдиси, относительна, скорее оно является проекцией внутрисирийских политических дискуссий, отмечает научный сотрудник Института востоковедения РАН, заместитель декана Восточного факультета ГАУГН Григорий Лукьянов.
- Фетва аль-Макдиси является отражением того, что происходит внутри исламистского дискурса последнего времени относительно будущего Сирии. Эти дискуссии тем не менее существовали в отрыве от реальных политических решений нового руководства страны. Оно стремилось добиться международного признания, затем - снятия санкций и получения финансовой помощи. Идеология, которая раньше была консолидирующим фактором для пришедших к власти группировок, теперь стала помехой, - признает эксперт.
Лукьянов напоминает, что для исламизма, не признающего национальных границ и стремящегося к построению исламского халифата, победа в Сирии носила тактический характер. Особенно усиливаются трения в связи с намерениями устранить тех, с чьей помощью удалось захватить власть, в частности иностранные группировки. Разногласия будут усиливаться, предупреждает востоковед.
С другой стороны, у аш-Шараа с некоторых пор есть поддержка Катара, Саудовской Аравии, Турции. Это серьезные карты, которые многие игроки внутри Сирии принимают и признают.
Возможна ли гражданская война в Сирии
Через несколько дней после объявления о снятии санкций с Сирии госсекретарь США Марко Рубио заявил, что нынешнему правительству страны уже через несколько недель может грозить коллапс, который может привести к расколу.
"Но с другой стороны, если мы будем с ними сотрудничать, это может сработать, а может и нет. Если же мы не работали бы с ними, то это гарантированно бы не сработало. На самом деле, по нашей оценке, переходная власть, учитывая стоящие перед ней вызовы, находится, возможно, в нескольких неделях, немногих месяцах от потенциального краха и полномасштабной гражданской войны, которая будет иметь грандиозные масштабы и в целом приведет к расколу страны", - сказал Марко Рубио на слушаниях в комитете по иностранным делам сената конгресса США.
По его словам, Вашингтон должен помогать правительству Сирии из-за того, что альтернативой станет "полномасштабная гражданская война и хаос, которые, естественно, приведут к дестабилизации всего региона".
По мнению эксперта клуба "Валдай", заместителя директора ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Дмитрия Суслова, тем самым Рубио просто констатировал реальное положение дел, вызванное чрезвычайно нестабильной политической ситуацией в Сирии.
- Действительно, мы видим, что друзы не подчиняются центральному правительству, а у алавитов сохраняются очень большие проблемы с нынешними властями в Дамаске. Курды пока еще не подчиняются правительству, хотя могут усилить диалог с Дамаском в контексте предполагаемого ухода Соединенных Штатов из Сирии, - рассуждает эксперт.
По его мнению, заявление госсекретаря США носит очень дестабилизирующий характер из-за того, что оно "может быть самосбывающимся пророчеством и интерпретироваться региональными актерами, в первую очередь Израилем и Турцией, как карт-бланш на расчленение Сирии.
- Но мне кажется, что всё-таки Рубио такую цель не преследовал и просто охарактеризовал реальность, которая заключается в том, что центральное правительство в Сирии очень слабое, - предполагает Дмитрий Суслов.
Эксперт обращает внимание также на то, что в стране продолжают существовать вооруженные группировки, не подчиняющиеся центральному правительству. Фактически, признает Суслов, Сирия является на сегодняшний день "несостоявшимся государством", из-за чего угроза большой войны и полного развала страны велика.
Востоковед Кирилл Семенов отмечает, что Ахмад аш-Шараа давно проводит политику, которая не вписывается в прошлые рамки салафитского джихадизма, однако лидеры этих мнений до поры оставили его в покое. Аль-Макдиси первый, кто в итоге перестал хранить молчание и издал фетву. По мнению джихадистов, президент создает новое сирийское государство, основа которого состоит не в исламских принципах и не шариат.
- То, что Аль-Макдиси не стал молчать и прямо его обвинил в неверии, дает возможность радикальным сторонникам не подчиняться ему (Ахмаду аш-Шараа - Ред.) никаким образом. То есть он для них является недопустимым правителем, и радикалы могут встать на путь открытой борьбы против него, - считает эксперт.
Если говорить о словах Марко Рубио, Кирилл Семенов считает, что его заявление не следует воспринимать как однозначное.
- Во-первых, надо понимать, что Рубио был против снятия санкций с Сирии, поэтому он и против соглашения с Ираном, и он выступает за Израиль. Значит, он может позволить себе в некоторых моментах сказать лишнее. Во-вторых, это скорее об общей направленности заявления. Рубио говорил о том, что если новому сирийскому режиму не оказывать соответствующую поддержку, то произойдет это (гражданская война. - Ред.). Он в определенной степени таким образом оправдал решение Трампа о снятии санкций. Речь идет об этом, а не о том, что страна обязательно развалится, - заключает эксперт.Говоря о раскладе сил, следует подчеркнуть, что лидеры курдов, друзов и тем более не имеющих консолидированных военных образований алавитов и христиан не претендуют на власть во всей Сирии, указывает Григорий Лукьянов. Зато есть более чем серьезная угроза со стороны частей, ранее действовавших на территории Идлибского анклава, а ныне входящих в состав сил безопасности нового сирийского режима.- Они не спешат формировать политические партии или разоружаться. Но при этом у них достаточно претензий к новой власти. И именно они представляют реальную опасность с точки зрения потенциальной дестабилизации в Сирии. Как раз для укрепления позиций аш-Шараа среди населения и были сняты американские санкции. Впрочем, пока сирийцы не поддерживает ни одну из господствующих сил, - отмечает востоковед.
(https://iz.ru/1890217/eli...)