Уникальный конвейер Тутберидзе дал сбой в Милане. Как это повлияет на будущее женской одиночки в России
Гегемония прервется?..
Олимпиада в Милане подвела черту под целой эпохой в фигурном катании. Впервые с Игр в Сочи золото в женской одиночке уехало не к представительнице нашей страны. Впервые с того же 2014-го ни одна из учениц Этери Тутберидзе не поднялась на высшую ступень пьедестала. Аделия Петросян, единственная россиянка на турнире, финишировала лишь 6-й, и этот результат мгновенно породил волну дискуссий. Неужели легендарный конвейер, столько лет штамповавший чемпионок, сломался?..
И правда, проигрыш Петросян стал во многом показательным. Доминирование одиночниц из группы Тутберидзе строилось прежде всего на выжимании максимума из технической составляющей и уникальном контенте с ультра-си. Именно поколение Трусовой, Щербаковой, Косторной, а затем и Валиевой переписало правила игры в мировой фигурке, показав, что в одной тренерской группе одновременно может существовать целая плеяда невероятных спортсменок. Но важно понимать: эти девочки были уникумами, которым попросту не повезло родиться в одно время и бороться друг с другом за место на пьедестале.
Родись они с разницей в пару лет, мы бы и не заметили, что сейчас женская одиночка пошла куда-то не туда. То, что они обновляли мировые рекорды и задавали все новые стандарты, стало возможным во многом благодаря природному каркасу, который Тутберидзе просто огранила до бриллиантов, а апогей этой трансформации — появление Камилы Валиевой при невероятном сочетании техничности, выносливости, гибкости и эстетики на льду. Все медиа-внимание было устремлено к лидерам сборной. Несомненно, они являлись драйверам всего вида, притом и на международке, и даже в эпоху COVID-19.
Однако за фасадом триумфа скрывалась системная проблема. Поколение ТЩКВ было поистине особенным, но те, кто шел следом, уже не дотягивали до заданной планки. Майя Хромых и Дарья Усачева, которые по возрастной категории вышли во взрослые вместе с Валиевой и обещали образовать с ней новое поколение, не реализовали потенциал сполна и погрязли в травмах и неспособности соответствовать этим новым требованиям. Если от Хромых порой были успешные, но крайне нестабильные попытки квадов (здесь невольно проводишь ассоциацию с сегодняшними попытками Дарьи Садковой укрепиться в топе), то Усачева так и не приземлила ультра-си на соревновательном льду.
Да и карьера Косторной как одиночницы, будем честны, вышла яркой, но недосказанной: после блестящего сезона 2019/20 — пропасть в результатах, пропавший тройной аксель и неоднократная смена тренерских штабов. История Валиевой еще более драматичная — на ее счету все три мировых рекорда, но по факту ни одной медали крупных стартов, хотя тогда в моменте ее лидерство казалось неоспоримым. Только Трусова и Щербакова, по сути, сумели реализоваться в наибольшей степени, и то не сполна — Русская Ракета, допустим, так и не взяла ни одного взрослого титула на международке.
И вот спустя четыре года лидером сборной является очередная одиночница из группы Тутберидзе. Но Петросян якобы не оправдывает ожиданий, ведь не приносит третье олимпийское золото заслуженному тренеру. Означает ли это, что эпоха закончилась? На самом деле, проблемы изначально лежат в плоскости завышенных ожиданий. Сама Аделия не раз высказывалась, что не хочет, чтобы ее сравнивали с предшественницами — она знает, что еще не дотягивает до их уровня. Да и Тутберидзе опровергала излишнюю самоуверенность в победе любой своей ученицы: «Совершенно не согласна с формулировкой, что я привыкла к тому, что всегда мои спортсмены завоевывают «золото». Нет, бывает по-разному на самом деле. Это вы там что-то ожидаете. Здесь сложно».
Мы как сторонние наблюдатели видим лишь малую часть тренировочного процесса. Меньше ли тренировалась Петросян на пути к Милану? Нет, конечно. Просто здесь и сейчас сложилось так, что это не ее сезон с точки зрения функциональной готовности и здоровья. Травмы перевесили потенциал и амбиции. Будь Олимпиада на год раньше — вспомните, какую огненную произвольную выдавала Петросян на чемпионате России-2025 с трикселем и двумя квадами — все могло сложиться иначе.
Но в этом и суть: у каждого спортсмена есть свой праймовый момент. И если ТЩКВ успели явить его как раз на международных стартах и вписали имена в историю, то их последовательницам, ставшим заложницами четырехлетнего бана, не хватило ни мотивации (зачем убиваться, если это не принесет мирового признания), ни природных данных для сопоставимого фурора. Повышение возрастного ценза до 17 лет стало очередным ударом. До 2022-го тренировочный процесс строился так, что спортсменки выходили на пик формы в 15 лет — Липницкая, Загитова или Валиева лишь самые очевидные иллюстрации.
ISU изменил систему, которая существовала десятилетиями, и заставил реформировать подход к изучению новых элементов, которые с каждым годом даются все более сформированному телу сложнее. Петросян на момент выступления в Милане было 18 лет, 8 месяцев и 14 дней — она стала самой взрослой ученицей Тутберидзе, когда-либо выступавшей на Олимпиаде. До нее рекорд принадлежал Евгении Медведевой в Пхенчхане-2018 (18 лет и 3 месяца). Для сравнения: Загитовой, Валиевой, Липницкой было по 15, Щербаковой и Трусовой — по 17.
Но эффект ожиданий силен. Комплекс факторов заставил задуматься о том, что непобедимость нашей женской одиночки, которая на протяжении последнего десятилетия ассоциировалась исключительно со школой Тутберидзе, канула в лету, а 6-е место Петросян многие уже поспешили назвать тем самым «гвоздем в крышку гроба». Но так ли все критично на практике? Обратимся к статистике чемпионатов России — показательному турниру для поиска ответа на вопрос, действительно ли мощь спортсменок Тутберидзе сейчас сошла на нет.
И вот первый, возможно, удивительный факт: по количественному результату все осталось плюс-минус на том же уровне. В прошлом олимпийском цикле в среднем по три-четыре спортсменки из ТШТ попадали в топ-10 национального первенства, в текущем — стабильно три. Исключением был разве что ЧР-2021, когда весь топ-5 представлял собой подборку учениц Тутберидзе — Щербакова, Трусова, Валиева, Усачева, Хромых. Но есть масштабное «но»: трем из них было по 15 лет, и по нынешним правилам они не имели бы права выступать на взрослых турнирах.
Именно благодаря этому «повзрослению» спорта методы Тутберидзе перестали работать в полную силу: выжать ультра-си из 17-летней спортсменки сложнее, чем из 15-летней — всему виной пресловутый пубертат. В наших условиях накладывается и неоднозначный, но очевидно существующий фактор отсутствия мотивации форсировать процесс из-за невозможности выступать на международной арене. Зачем ломать себя и выжимать максимум сейчас, если непонятно, когда нас выпустят на мировую арену, а по-хорошему на пик нужно выходить именно в этот момент?
Да, именно Тутберидзе интегрировала ультра-си в женскую одиночку, но другие тренеры постепенно начали применять собственные траектории, чтобы их спортсмены тоже учили квады и триксели. Тем более постановкой тройного акселя у Елизаветы Туктамышевой задолго до Этери Георгиевны занимался Алексей Мишин — и это если говорить лишь про отечественный опыт последних лет, так-то триксель среди одиночниц вовсе не в новинку, пусть и по сей день в диковинку. Но даже так именно Тутберидзе показала, что многооборотные прыжки у девочек — путь к конкурентоспособности и выжиманию максимума из технической базы. Только вот предположить, что такие весомые коррективы внесут возрастной ценз, проблемы с мотивацией и здоровьем, изначально было сложно.
Что же теперь будет с гегемонией Тутберидзе и Петросян в частности? Вряд ли победа Алисы Лю с контентом чуть ли не десятилетней давности заставит всех одуматься и отказаться от риска и ультра-си. Прогресс в спорте необходим, пусть сейчас он и осложнен некоторыми причинами. Аделии же прежде всего нужно залечить травмы и постепенно набирать форму, вновь почувствовать многооборотный прыжок. Получится или нет — вопрос не к нам, но шансы на позитивный исход есть. Посмотрите: Трусова даже после родов «вспомнила», как вкручиваться в четверной, как раз в ТШТ. Им известно, как это работает — дальше же все зависит от конкретного фигуриста и его состояния физического и психологического.
Даже если Петросян возьмет паузу, а Трусова не будет форсировать соревновательный камбэк, у Тутберидзе остаются конкурентоспособные спортсменки, способные стабилизировать ультра-си и закрепить лидерство в женской одиночке. Среди тех, кто уже допущен до взрослых стартов — Алиса Двоеглазова (в арсенале: четверной лутц, четверной тулуп), Дина Хуснутдинова (четверной тулуп, тройной аксель), Дарья Садкова (четверной тулуп). Безусловно, сейчас им не хватает сбалансированности в катании — они пока смотрятся как экс-юниорки, так что работа, в частности по второй оценке, предстоит огромная. Но представить, как в России без рационального объяснения вдруг начнут «править» девочки без ультра-си, трудно.
Тем не менее многооборотные элементы сейчас демонстрируют не только представительницы ЦФК. Например, Мария Захарова здорово проявляет себя в этом сезоне. Ее квад пока не столь стабилизирован, а в презентации она выглядит порой увереннее учениц Тутберидзе, но все зависит от конкретного проката. Камилла Нелюбова и Мария Елисова выкатывают программы с тройным акселем, но, помимо этого, нужно собирать и все остальное. Глобальной потерей для нашей фигурки является пропуск сезона Алиной Горбачевой — вторым номером по итогам прошлого сезона. В ней как раз была та сбалансированность: за ультра-си стояли и образ, и интересные позиции, и скорость, и эмоции. Но ее возвращение после травмы и операции окутано туманом сомнений.
Как бы парадоксально ни звучало, складывается впечатление, что по-настоящему гегемонию Тутберидзе может сломить экс-прима ее группы Валиева. Она собирается вернуться на старты под руководством Светланы Соколовской. До дисквалификации именно Камила считалась идеальной фигуристкой: скольжение, презентация, ультра-си, красивые элементы. По прыжковому турниру, этой январской пробе пера, можно сказать, что Камила заряжена, а восстановление квад-тулупа идет быстрыми темпами. Будут ли тянуть Петросян выше Валиевой, если представить вариант, при котором обе катают чисто, но без ультра-си? Вряд ли. Если Камила стабилизирует коронный квад, а Аделия — нет, то тем более.
А что еще может всколыхнуть женскую одиночку в будущем? Первенство России среди юниоров который год подсвечивает, что ученицы Тутберидзе находятся далеко не в безупречном положении. Уже два сезона подряд титул лучшей юниорки берет экс-ученица Тутберидзе, ныне тренирующаяся у Евгения Плющенко, Елена Костылева. По задаткам она всегда была талантливой: хороший конек, которому, увы, никак не придадут огранку, уникальная крутка в квадах и трикселе. И хотя она феерит, в 13-14 лет у нее уже немало проблем со здоровьем — как дотерпеть до 17 лет в пиковой форме? Времени до выхода этого поколения во взрослые предостаточно, так что нынешние проблемы с ультра-си, например, у Маргариты Базылюк или Алены Приневой из группы Тутберидзе, не стоит напрямую связывать с их перспективами. Все еще может круто поменяться.
Вот кого действительно можно считать угрозой для гегемонии Тутберидзе в краткосрочной перспективе, так это фигуристок, которые перейдут в следующую возрастную категорию совсем скоро — Лидию Плескачеву и Софию Дзепку. Они обладают ультра-си, интересны с точки зрения передачи образов на льду и владения коньком. Но опять же им, как и ученицам Тутберидзе, да и вообще кому бы то ни было, необходимо выдавать свой максимум и поражать сложностью.
Вывод таков: сейчас никто не находится в зоне полной безопасности. Ученицы Тутберидзе с ультра-си, опытом и судейской лояльностью все еще считаются фаворитками на внутренней арене. Но впервые за долгое время гегемония ТШТ и правда под вопросом — адаптация к возрастному цензу и интеграция ультра-си в других штабах набирают обороты. В общем, впереди нас могут ждать любопытные перестановки в топе…