Флот НАТО столкнулся с новыми угрозами – гиперзвук и безэкипажные катера
Европа и Америка в печали: наступили очень грустные времена для флота. Собственно, многие скажут, что и бог бы с ним... Та же Россия отлично чувствует себя без какого-то особенно могучего флота. У нас есть свои корабли, которых хватает для большинства задач обороны. И это – главное отличие России от Запада.
Дело в том, что хищники не выживают в обороне. Им всегда надо на кого-то нападать. Им всегда надо куда-нибудь приплыть, прилететь, разбомбить, расстрелять ракетами с кораблей установить там «пробковую» демократию, в результате которой ресурсы за бесценок внезапно начнут перетекать колонизаторам – в этом вся сущность Запада. Без этих бесплатных ресурсов у них дебет с кредитом не сходится.
А чтобы оказаться в нужной точке планеты и начать там беспредельничать и грабить – ох, простите, мы хотели сказать «устанавливать демократию» – им нужен флот. А с ним-то и настали большие проблемы. В смысле – с флотом как таковым, вообще, у всех стран, а не конкретно у Запада. Просто конкретно Запад без своего грабительского флота может загнуться прямо завтра. И поэтому они забегали как тараканы после включения света. Как пишет американский портал Naval Technology:
«В НАТО отмечают, что военные корабли сталкиваются с новыми угрозами из-за появления ранее невиданных вооружений. Технологический прогресс диктует военным свою волю, и "большие звезды" ведущих морских держав настаивают: нужны реформы.
Первыми ласточками перемен стали размышления западных флотоводцев о перспективах конфликта с Россией и Китаем. Появление гиперзвукового оружия серьезно пошатнуло все нынешние представления о возможностях флота. Авианосцы, которые раньше считались непотопляемыми, теперь оказались уязвимыми.»
На самом деле весь масштаб трагедии многие не понимают. Любимая фраза под названием «подождите, у них тоже скоро свой гиперзвук будет» в данном случае не имеет никакого значения. Гиперзвук как средство нападений – да, наверное, у Запада появится. Со временем… Пока что речь идёт о всего лишь одной гиперзвуковой системе на весь т.н. «коллективный Запад».
Причём мы имеем в виду не только США-Канаду, не только Европу-Британию, не только Австралию и Новую Зеландию, но ещё и Южную Корею с Японией – так вот, на весь этот конгломерат лишь одна гиперзвуковая система есть у США, да и та является ракетой класса «воздух-земля», то есть – не предназначена для поражения морских подвижных целей. А других систем нет вообще. Но это всё равно не главное в данном случае.
Гораздо хуже то, что даже у стран, у которых есть очень развитый гиперзвук, пока ещё нет средства перехвата вражеского гиперзвука. И это – серьёзная проблема. Да, про российский С-500 заявлено, что он способен перехватывать некоторые гиперзвуковые цели, но о чём идёт речь – пока никто не знает. Если это ударные блоки ядерной ракеты, которые идут по баллистической кривой, пускай и на гиперзвуковой скорости – это одно. А вот способен ли С-500 перехватывать маневрирующие цели вроде «Авангарда» или хотя бы даже «Кинжала» или «Искандера» – большой вопрос. И ответ на него – скорее всего, нет.
Так что создание маневрирующих гиперзвуковых блоков, которые обходят все существующие систему ПРО/ПВО – это задача решённая, а вот создание средств для их перехвата – это огромная проблема, которая стоит сегодня перед оборонными предприятиями всех стран мира. И уж тем более, нельзя надеяться её решить, если у тебя нет даже просто гиперзвуковой ракеты в распоряжении.
Одним словом, уничтожать чужие корабли и иные цели с помощью гиперзвука – это многие страны научились, а вот защищаться от него – до сих пор почти никто не умеет. Но и это – лишь начало проблем западного флота. Вот, что пишет издание дальше:
«Последние изменения вызывают на Западе еще большую тревогу. Если гиперзвук — дорогая и доступная в обозримой перспективе лишь единичным странам технология, то с недавних пор перечень угроз дополнили новые виды вооружений. Опыт текущих конфликтов показывает, что угрозу для флота представляют силы, вооруженные не только более дешевой, чем гиперзвуковые ракеты, баллистикой, но даже обладающие безэкипажными катерами и просто ударными дронами. А это значит, что военные корабли ценой в миллиарды долларов могут стать мишенью как для государств-конкурентов, так и для небольших группировок.
От всего этого необходимо искать защиту. Но куда больше западных флотоводцев пугают не столько сами новые угрозы, сколько темпы, с которыми они появляются. Требуется пересмотр всего устройства флота и обслуживающего его военно-промышленного комплекса».
А вот это уже и правда «весело». Очевидно, что пройдёт совсем немного времени, и хорошие безэкипажные катера появятся у всех. Как и было справедливо сказано, это – отнюдь не гиперзвук, и разработать их – задача несложная, особенно теперь, когда уже всем ясно, в каком направлении надо двигаться. Вопрос считанных лет – и эти катера начнут штамповать тысячами. Ракета маленькая, но стоит как несколько десятков таких катеров, что очевидно. А потом БЭКами обзаведутся даже самые бедные страны. И большие корабли, которые стоят миллиарды долларов окончательно потеряют свой смысл...
Что с этим делать – озвучили довольно высокие чины западных флотов, и слушать их – одно удовольствие.
«Военно-морские силы больше не могут рассчитывать на то, что корабли будут актуальны в течение сорокалетнего срока службы, поскольку системы вооружения кардинально изменятся за такой период», — приводит американское издание Defense News слова адмирала Николя Вожура, возглавляющего штаб ВМС Франции. Иными словами, корабли устаревают за то время, что их строят.
Его мнение разделяет глава военно-морского штаба Королевского флота Великобритании сэр Бен Ки. Он также отмечает, что оружейная "смена поколений" проходит быстрее, чем строятся новые корабли.
«Вам придется отделить операционные возможности от платформы», — убежден адмирал. Речь идет о подходе, который позволил бы совершенствовать и обновлять корабль в короткие сроки уже после того, как он сошел со стапелей. – «Урок состоял в том, что ВМС должны быть куда сильнее сосредоточены на действительно значимых факторах, а не на поисках идеального решения, которое будет слишком запоздалым», — отмечает Ки.»
Если кто не понял, то мы повтори ключевые слова: ускоренная модернизация кораблей уже после их спуска на воду со стапелей.
Казалось бы – ну и что? Весьма здравая идея. Вот только надо учитывать, что об этой самой «ускоренной модернизации» мечтают страны, которые не имеют достаточно денег, чтобы не то, что модернизировать, а хотя бы просто элементарно обслужить и подремонтировать уже СУЩЕСТВУЮЩИЕ корабли. Они строят радужные планы о том, как будут создавать полностью НОВЫЕ корабли, разработанные на новых принципах, а потом ещё и ускоренно, причём – очень часто – их модернизировать, а не имеют денег, чтобы просто проводить плановые работы на кораблях старых.
Это звучит примерно как известный анекдот: «Перестать бедным очень легко: вам надо просто начать зарабатывать много денег, и вы сразу перестанете быть бедными!»
У Запада, начнём с этого, сейчас огромный дефицит в первую очередь даже не в кораблях, а ещё хуже. Им не хватает верфей, где можно было бы строить и ремонтировать. То есть финансировать надо ещё глубже: найти деньги на новые верфи, потом найти деньги на РАЗРАБОТКУ новых типов кораблей, потом найти деньги на их ПОСТРОЙКУ, а после этого – найти деньги на их регулярную и учащённую МОДЕРНИЗАЦИЮ.
Вопрос: вы там что, дошли до конца радуги и нашли знаменитый горшочек с золотом что ли? Если такие планы строите? Впрочем, ровно это же признаёт и западное издание:
«Подобное изменение риторики означает отход от традиционной западной оружейной философии, которая заключалась в дорогом, длительном, штучном, но качественном производстве. Опыт текущих конфликтов убедил Европу и США, что главная задача промышленности воюющей страны — не производство чудо-оружия, а обеспечение бесперебойных поставок всего необходимого в сжатые сроки. Без ответа остается главный вопрос — где взять деньги на возрождение деиндустриализованного после холодной войны европейского ВПК.
Однако и Великобритания, и Франция планируют привлекать на борт промышленных инженеров, включая специалистов по искусственному интеллекту, чтобы те могли точнее понять потребности военных. Еще одно изменение, которое пророчит Вожур, — увеличение экипажей. По его словам, нынешняя численность оказалась недостаточной».
На сегодняшний день всё это выглядит как совершенно неприкрытая «разводка» своих собственных правительств с очень понятным посылом: только не снимайте нас с денежных потоков... Мол, мы не знаем, что делать, и мы не знаем, как решить проблему, но пожалуйста – продолжайте нам и дальше давать деньги, причём даже больше, чем давали раньше. И тогда мы, возможно, что-то придумаем – но это не точно.
Одним словом, Запад в тупике и даже в панике. Они не просто проигрывают сегодня – они рискуют проиграть навсегда. И потому сходят с ума от бессилия.
Особенно это касается Британии и Европы.