Признак зрелости: как биология становится частью культуры
Один мой приятель не любил бриться и решил пройти лазерную эпиляцию лица. Его утомляла ежедневная необходимость удалять волосы с кожи, сам процесс казался ему очень тяжелым. Друзья и родственники высказывали самые разные мнения, спрашивая, зачем он лишает себя бороды. Некоторые даже шутили, что он жертвует частью мужественности.
Такая реакция говорит о многом. Растительность на лице — одна из тех черт, которые мы почти не ставим под сомнение, пока кто-то не решает от нее отказаться. Она появляется беспорядочной порослью в подростковом возрасте, становится предметом гордости или раздражения во взрослой жизни и порождает бесконечные дискуссии о привлекательности, профессионализме и мужественности. При этом волосы на лице хранят историю о том, кто мы есть как вид.
Человек — удивительно малошерстное млекопитающее. По сравнению с большинством приматов, мы потеряли шерсть и сохранили лишь несколько стратегически важных участков. Борода выделяется тем, что отказывается быть незаметной. Она растет прямо на лице, где ее можно увидеть, придать форму, скрыть или подчеркнуть. Уже одно это намекает на то, что она никогда не предназначалась для чисто функциональной работы. Волосы на лице — это средство коммуникации, состоящее из кератина, писал Дарвин.
Сигнал, а не инструмент
Если борода существует для того, чтобы согревать нас, то эволюция выбрала для этого странное место. Лицо быстро теряет тепло, а тонкий слой волос обеспечивает гораздо меньшую защиту по сравнению с жиром или одеждой. Более убедительное объяснение заключается в том, что волосы на лице нужны как сигнал, а не как инструмент.
Борода издавна являлась признаком зрелости мужчины и его социального положения по отношению к другим мужчинам. Таким образом человек мог оценивать окружающую обстановку и определять, кому можно доверять, а кому нет. Мужчины использовали бороду, чтобы продемонстрировать силу, мощь, интеллект и мудрость. Чем заметнее борода — тем более явное преимущество перед безбородыми.
Борода не только предоставляла мужчинам возможность улучшить половую привлекательность, но и давала женщинам возможность оценить зрелость и пригодность потенциальных партнеров. Очевидно, что и сегодня растительность на лице вызывает почти те же ассоциации, что и в древней культуре, но в более современном контексте. Наш мозг обрабатывает стимулы, используя те же нейронные системы, что и в давным давно.
Культура бритья
Как только появляется биологическая особенность, тут же вмешивается культура. Возможно, рост волос на лице обусловлен гормонами, но его значение постоянно переосмысливается. На протяжении веков и в разных местах борода символизировала мужественность, бунтарство, святость, лень, интеллект, опасность и надежность, порой все это в рамках одного столетия.
Природа растительности на лице интригует тем, что для большинства людей она не является обязательным требованием. В отличие от таких атрибутов, как рост и строение лица, ее можно менять: укладывать, удалять или носить по своему желанию. Благодаря этому усы, борода или их отсутствие приобретают социальные и политические коннотации в зависимости от взглядов. Когда люди бреют лицо, их часто воспринимают как конформистов или как людей, стремящихся к аккуратному внешнему виду.
Когда человек отращивает бороду, это может указывать на открытость к нонконформизму, зрелость или сопротивление общественным стандартам. В зависимости от того, как общество воспринимает бороду в тот или иной момент, борода одного человека может считаться брутальной, а другого — «неопрятной». В этих случаях взаимодействуют культурные факторы и биологические элементы, формируя индивидуальную ассоциацию между ними. Очевидно, что бритье лица оказывает влияние как на личную, так и на публичную жизнь человека.
Почему мы до сих пор так сильно переживаем из-за волос
Если растительность на лице больше не влияет на выживание, почему она имеет значение? Потому что люди никогда не переставали быть социальными животными. Мы постоянно сканируем лица в поисках информации, особенно те, которые отличаются от наших собственных. Растительность на лице меняет его восприятие. Она может смягчать или делать его суровым, скрывать уязвимость или усиливать присутствие.
Человеческая природа такова, что мы стремимся заботиться о других живых существах, оставаясь при этом независимыми. Ритуал бритья или подстригания бороды существовал на протяжении всей истории. Бритье бороды — это способ выразить индивидуальность. Растительность на лице отражает место в эволюционном континууме. Хотя рост волос на лице часто называют эволюционной чертой, не следует ошибочно полагать, что это связано с выживанием; скорее, это выражение жизни и человечности.
Эволюция не сосредоточена на создании прекрасных черт. Многое мы приобрели в ходе человеческого развития, в зависимости от уникальности каждого индивида и присущих ему качеств. Поскольку человечество существует уже много тысяч лет, мы до сих пор переживаем изменения в биологии, психологии и культуре, которые влияют на выбор в отношении нашего развития. Хотя нет каких-либо конкретных черт, необходимых для выживания, всегда будет большое количество черт, которые способствуют процветанию человечества.
В этом смысле лазерная терапия моего друга была не просто вопросом удобства. Это был небольшой бунт против устаревшего сигнала. Борода — это не просто волосы. Это история, растущая в реальном времени.
Сообщение Признак зрелости: как биология становится частью культуры появились сначала на Идеономика – Умные о главном.