Её забрал Эльбрус. Тайна исчезновения альпинистки Екатерины Климовской
История Натальи Наговициной, которая не сумела вернуться вниз после восхождения на пик Победы, в 2025 году привлекала к себе внимание СМИ на протяжении многих недель.
«Станцевать на вершине безумное танго со всеми ветрами»
Однако опытные альпинисты признают: подобные трагедии случаются куда чаще, чем хотелось. В 2020 году на Эльбрусе исчезла женщина, которую так и не удалось найти ни живой, ни мертвой.
Пять лет тому назад Наталья Наговицина водила группу к жемчужине Кавказских гор. На этих склонах она, возможно, даже встречалась с петербурженкой Екатериной Климовской.
На своей странице в соцсети Катя Климовская однажды написала: «Иногда стоит перевернуть этот мир вверх ногами. Не ради больших перемен и восторженного взгляда души, а просто так, от нечего делать. Проснуться в своей кровати, принять душ, а потом пойти и покорить Эверест. И станцевать на его вершине безумное танго со всеми ветрами, смеясь в пропасть неба».
В горы — через полгода после родов
Выпускница питерского Политеха, инженер-конструктор по специальности, она заболела горами давно и безнадежно. Настолько, что всего через полгода после рождения дочери запланировала очередное восхождение.
30-летняя Екатерина обратилась в компанию «Клуб приключений», предложившую ей участие в восхождении на Эльбрус в октябре 2020-го.
Относительно безопасным сезоном восхождений для любителей считается летний период, а также начало осени. Во второй половине октября погода на Эльбрусе, мягко говоря, не самая комфортная.
К тому же Климовская вошла в группу, отправлявшуюся в восхождение по северному склону, более сложному, чем южный. Молодая мать была убеждена, что ее опыта вполне хватит.
«Не имели соответствующей квалификации»
В группу вошли 18 туристов и три гида — по мнению опытных горновосходителей, сопровождающих было недостаточно. Причем, как выяснило потом следствие, два из трех гидов «не имели соответствующей квалификации инструкторов-проводников по альпинизму и горному туризму, не проходили профессиональное обучение по указанному профилю деятельности, не имели навыка сопровождения больших групп туристов».
Группа стартовала из базового лагеря «Северный приют» около 22:45 18 октября 2020 года. Постепенно погодные условия начали ухудшаться.
Когда прошли опасный участок с ледниковыми трещинами, руководитель группы принял решение оставить большую часть снаряжения и страховочных веревок, чтобы дальше идти налегке.
Вскоре после этого погода ухудшилась настолько, что видимость не превышала пяти метров. Инструктор Дмитрий Литвинов решил спускаться.
Трое на «холодной ночевке»
В какой-то момент стало ясно, что самочувствие Екатерины Климовской ухудшилось, и темпа движения группы она не выдерживает. Литвинов принял решение оставить ей в качестве сопровождающего своего коллегу Алексея Пузикова.
Сам он с основной группой продолжил спуск. Как позже выяснилось, они сбились с маршрута, выйдя в обширный район трещин. Тем не менее, группа Литвинова добралась до базового лагеря около 19:00 19 октября.
Пузиков и Климовская, спускавшиеся медленно, на высоте 4900 внезапно услышали человеческий голос. Это была не галлюцинация — молодой человек из их группы тоже не выдержал темпа и отстал.
Гид принял решение — остановить спуск из-за полной темноты вокруг. «Холодную ночевку» при температуре около минус 10 градусов все трое перенесли относительно нормально. Но когда около 6 утра 20 октября группа продолжила спуск, стало понятно, что подобранного парня силы стремительно покидают. Гиду пришлось практически нести его на себе.
Екатерина, которой стало лучше, старалась помогать. Но на узком участке маршрута им пришлось идти друг за другом.
Обернулся — нет девушки
На высоте 4100 Пузиков сказал Климовской, что до базового лагеря осталось совсем немного. Женщина шла бодро и даже делала фотографии.
Гид периодически оборачивался, проверяя, всё ли нормально у идущей сзади Климовской. Когда он оглянулся в очередной раз, девушка исчезла из виду.
К тому времени уже была поднята тревога, о том, что группа из трех человек не дошла до лагеря, известили МЧС.
Дмитрий Литвинов с несколькими самыми подготовленными туристами стал вновь подниматься наверх, и вскоре встретил Пузикова с парнем, которого мучила «горная болезнь». Гид сообщил, как пропала Климовская.
Литвинов с товарищами пытались звать Екатерину, но никто не откликался. Из-за плохой погоды более тщательно район осматривать не стали.
21 октября к поискам подключились спасатели МЧС, были задействованы вертолеты и другая техника, Однако никаких следов Климовской найдено не было.
Трещины, уходящие в бесконечность
Масштабы работ были весьма значительными — действовали и профессионалы, и добровольцы, осмотрели громадную территорию, но ни единой зацепки найти не получилось.
Спустя десять дней ежедневные поиски прекратили. Стало очевидно — найти Екатерину Климовскую живой не удастся. Тем не менее еще несколько месяцев делались попытки найти останки, чтобы родные могли проститься с Катей. Но эти усилия также завершились безрезультатно.
Опытные альпинисты считают, что Климовская могла оступиться и провалиться в трещину. Те, кто не сталкивался с горами, порой не понимают, о чем идет речь. Некоторые трещины в леднике могут уходить вниз на десятки метров, так, что для проверки их не хватит никаких страховочных веревок. И если произошло именно так, то альпинистку могут вообще никогда не найти.
Уголовное дело
Следственный комитет России возбудил уголовное дело по статье 238 УК РФ (Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей). В качестве обвиняемых были привлечены учредитель компании Иван Лопатин, а также гиды Дмитрий Литвинов и Алексей Пузиков.
В марте 2022 года Зольский районный суд Кабардино-Балкарии назначил всем троим штрафы от 130 до 200 тысяч рублей. Прокуратура оспорила приговор, и летом 2022 года Верховный суд Кабардино-Балкарии приговорил обвиняемых к реальному лишению свободы.
Судебные тяжбы, как известно, никого с того света вернуть не могут. После трагедии с Екатериной Климовской было сказано много правильных слов о необходимости серьезнее относиться к альпинизму, ответственно подходить к мерам безопасности, вопросам лицензирования определенных видов деятельности.
А в 2025-м многие из правильных слов повторяли уже в связи с трагедией Натальи Наговициной.