Про взрыв из прошлого: рассказывает бывалый гособвинитель
Как-то в газете ему попалась на глаза заметка о начале строительства моста через р. Северский Донец: проведены надлежащие геологические исследования грунта под будущим мостом, бурения скважин и др.
- Упоминание в заметке о геологических исследованиях грунта напомнило мне об уголовном деле, по которому в свое время поддерживал обвинение в суде, - сообщил Борис Степанович.
Щебеночный карьер в начале года в порядке обязательного в то время планирования предоставил в соответствующую областную структуру план с показателем количества продукции, то есть, щебня, которое будет произведено в течение года: перевыполнение плановых показателей поощрялось, невыполнение плана строго наказывалось.
Технология изготовления щебня: в определенном месте бурили множество скважин, в них с помощью организации «Союзвзрывпром» закладывали нужной количество взрывчатки, после взрыва которой образовавшиеся куски горной породы перевозили к дробилкам, которые превращали эти куски в щебень.
Однако, перед началом буровзрывных работ необходимо было точно установить, в каком месте находится пригодная под щебень горная порода, ее вид и расположение, простирание месторождения, характеристики (крепость и предел прочности камня и др.). Все эти данные устанавливались в ходе проведения инженерно-геологических исследований территории, на которой предполагалась добыча горной породы.
В нашем случае, получив необходимые данные от геологов, карьер занялся добычей камня и производством щебня. Истекал год, наступал декабрь, но годовой план производства щебня не был выполнен, что грозило большими неприятностями: дисциплинарная ответственность руководителя предприятия и, что самое важное, лишение премий трудового коллектива.
Проблема состояла в том, что к декабрю предприятие полностью использовало исследованную геологами территорию для буровзрывных работ, поэтому без геологических исследований дальнейшее производство этих работ проводить было нельзя, а провести эти геологические исследования в конце года не представилось возможным.
Руководитель карьера по согласованию с «Союзвзрывпромом» в интересах и государства, и трудового коллектива решил нарушить закон и провести необходимые буровзрывные работы без геологических исследований нового участка горной породы, являющегося продолжением уже отработанной карьером территории.
Пробурили необходимое количество скважин, в которые поместили мешки с взрывчаткой. В соответствии с Едиными правилами безопасности при взрывных работах, учитывая дальность разлета при взрыве кусков породы, в 50 метрах от скважин выкопали блиндаж, накрыли его «кругляками» сосны, протянули от блиндажа к мешкам с взрывчаткой детонирующий шнур, разместили в блиндаже машинку для взрыва. Непосредственно взрыв должен осуществить рабочий карьера в присутствии мастера-взрывника.
Оба расположились в блиндаже, мастер-взрывник дал команду, рабочий включил взрывное устройство, раздался взрыв. Вверх поднялось не куски горной породы, а облако земли. Однако, большой кусок горной породы от взрыва, пролетев 50 м, точно попал в блиндаж, проломив его крышу и смертельно травмировал рабочего.
При расследовании возбужденного уголовного дела в ходе проведенного геологического исследования было установлено, что в том месте, где заложили мешки с взрывчаткой, направление горной породы существенно искривлялось в сторону, поэтому взрыв выбросил вверх грунт и единственный большой кусок горной породы, попавший через 50 м в блиндаж, в котором укрывались мастер и работник карьера. Как тут не вспомнить: не зная броду, не лезь в воду.
Приговором суда мастер-взрывник был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.214 Уголовного кодекса РСФСР – нарушение правил безопасности горных работ, повлекшее гибель людей, - и осужден к наказанию в виде лишения свободы...