«Подохнуть и воскреснуть». Герой-спасатель Владимир Легошин думал о смерти
На 63-м году жизни скончался Владимир Легошин — заместитель начальника «Центроспаса» МЧС России, Герой Российской Федерации, человек-легенда, стоявший у истоков современной спасательной службы нашей страны.
Владимир Легошин был одним из тех, кто создавал профессию «спасатель МЧС» в России. Свою миссию он начал как доброволец на руинах Спитака в 1988 году, и с тех пор его жизнь была посвящена одной цели — спасать людей. Землетрясения в Нефтегорске и Турции, теракты, гуманитарные операции в зонах военных конфликтов — он всегда был там, где нужна помощь, проявляя невероятное мужество и хладнокровие.
До 1992 года в нашей стране не было профессии «спасатель». Землетрясение в Спитаке (Армения) в декабре 1988 года показало острую необходимость в создании в стране профессиональной спасательной службы. Это была одна из самых масштабных катастроф в истории СССР: город был стерт с лица земли, десятки тысяч людей оказались под руинами. На помощь выжившим со всех концов Советского Союза отправились тысячи добровольцев. Среди них был и Владимир Легошин — опытный альпинист. В те годы в стране не существовало профессиональных спасательных служб, и люди с навыками выживания в экстремальных условиях, такие как альпинисты и военные, стали главной надеждой для тех, кто был погребен под завалами. Работая в Спитаке, Легошин вместе с другими добровольцами столкнулся с ужасающей реальностью: не хватало не только спецтехники, но и главного — системных знаний и технологий по спасению людей из-под обломков.
После Спитака Владимир Легошин отправился на обучение в Европу, где перенимал передовой опыт международных спасательных команд. По возвращении он стал одним из главных инициаторов и идеологов создания в России новой, жизненно важной профессии — спасатель МЧС. В 1990 году была создана Комиссия по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров СССР, а в 1992 году появился Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС РФ), в составе которого — первое профессиональное подразделение «Центроспас». Владимир Легошин возглавил его поисково-спасательную службу, а с 1997 года стал заместителем начальника «Центроспаса».
Кстати, именно Владимир Легошин со своими соратниками создал «час тишины», который объявляют во время спасательных операций при поиске людей под завалами. На практике это означает, что периодически на пять минут в зоне поисков прекращается абсолютно вся работа: останавливается техника, люди перестают разговаривать. В наступившей тишине спасатели могут сосредоточиться только на одной задаче — прислушиваться к малейшим звукам и извлекать тех, кто подает признаки жизни.
Владимир Легошин редко давал интервью и в них ровно, без «киношной» патетики, говорил о своей работе. В интервью «АиФ» в 2000 году (в статье «Чтобы стать героем в нашей жизни, нужно подохнуть. А потом воскреснуть») он откровенно рассказал, что большая часть операций связана с извлечением тел. Любому человеку привыкнуть к этому нельзя, каждый раз это тяжелое испытание. Но гораздо труднее, по его словам, бывает с живыми, особенно когда ясно, что человек обречен.
Владимир Данатович избегал славы, считая, что спасатель — это, прежде всего, технология, а не «спаситель». Несмотря на получение звания Героя России 17 июня 2000 года, Легошин настаивал: «Я не герой, я такой, как все. При нашей жизни, чтобы быть героем, нужно сначала подохнуть, а потом воскреснуть».
«АиФ» тогда задал Владимиру Легошину, который участвовал не только в спасательных, но и в гуманитарных операциях в Боснии и Герцеговине (1994 год), в Чечне (1994 год), вопрос о страхе смерти. Легошин ответил, что не боится ее прихода, и добавил с иронией: «В моем возрасте гораздо важнее искать знакомого плотника, а не врача». Хотя на тот момент спасателю было всего 38 лет...