«30 корейцев работают как 50 русских»: рабочие из КНДР в России — новая реальность
Если год назад сообщения о привлечении северокорейских сотрудников выглядели как экзотика, мало похожая на правду, то сейчас уже более 20 российских компаний начали с ними работать. Об этом Бизнес ФМ рассказали слушатели-рекрутеры. Компании говорят о производительности и дисциплинированности работников из КНДР. Хотя сам процесс их найма и оформления долгий и дорогостоящий
Для северокорейских граждан возможность работать за границей, как говорят эксперты, «манна небесная», и практически все специалисты готовы на это. Но попасть в Россию можно, лишь пройдя строгий отбор. Эта система работает на основе квот, устанавливаемых для разных регионов и профессиональных групп внутри самой КНДР. Таким образом, желающих много, но едут только избранные. Это своего рода внутренний конкурс, правительство предварительно фильтрует и одобряет кандидатов.
Рассказывает руководитель отдела продаж группы компаний «Эксцельсиор» Александр Смирнов:
— Они приезжают партиями, их нужно набирать у себя в стране. Пока они прилетят, пройдут все медицинские процедуры… Временное плечо занимает два-три месяца.
— Какой срок их вахты?
— Сотрудники приезжают надолго. Только в этом году начали приезжать. Предположительно, мы оцениваем, что сотрудники остаются на три года.
— А что по зарплате?
— Сотрудники Северной Кореи дешевле граждан Российской Федерации. Если оценивать по рабочему времени и по сумме денег, которую нужно будет заплатить нам как аутсорсинговой компании, наверное, на 10% они дешевле обходятся. Но эти 10% — миллионы рублей, когда мы говорим про объем в 50 или 100 человек.
Ключевые сферы, где задействованы северокорейские рабочие, — это агрокомплексы, склады, логистика, ретейл, строительные компании, машиностроительные заводы — там, где наблюдается острая нехватка линейного персонала. Работают в Московской, Челябинской, Новосибирской и Смоленской областях. Их главное преимущество — дисциплина, исполнительность и усидчивость при выполнении монотонных операций. «30 корейцев работают как 50 русских», — такую обратную связь дал один из крупнейших агрохолдингов, рассказывает Александр Смирнов:
«Если у предприятия есть заявка на 50 человек, то это тот базовый минимум, с которого они готовы начинать. Все, что меньше, не очень интересно для них. Кстати, что является очень важным фактором — они любят работать под одной крышей. Очень важно соблюсти историю единства. Даже есть момент, связанный с тем, что необходимо обособленное от других людей проживание. Они живут коммуной. Если говорить про нашу компанию, мы снимаем им дома. Какие-то крупные клиенты могут у себя в общежитии выделять им какой-то блок. У них есть свои повара, которые приезжают вместе с ними. Также есть переводчик, который рассказывает им, что делать непосредственно на том или ином участке работы. Поэтому, если есть желание просто привезти, раскидать их по всей стране, они не приедут».
При этом далеко не все кадровые агентства готовы нанимать северокорейцев. Замдиректора по продажам кадрового агентства Unity Александр Лобанов отмечает, что это долгая и дорогостоящая процедура. Их компания подобный опыт не имеет, но рынок анализировала:
Александр Лобанов замдиректора по продажам кадрового агентства Unity «Стоимость одной корейской головы варьируется от 150 тысяч до 180 тысяч с учетом билетов, обучения, репетиторов, оформления виз, экзаменов и так далее. И, самое главное, времени тоже много занимает: пока их найдут, адаптируют, подготовят, привезут, обучат. С другой стороны, среди корейцев низкая текучка: они дисциплинированы, высокоисполнительны, данный проект имеет достаточно положительные результаты. Мы тоже собирали отклики у определенных производств, которые этим занимаются от начала и до конца. В долгосрочной перспективе все затраты, в принципе, отбиваются. И если компания сама хочет закрыть определенный пласт, у нее есть время, деньги и силы для эксперимента, этот проект действительно может подойти. Но для кадровых агентств, частных агентств занятости данный кейс не имеет ни массовости на нашем рынке, ни рентабельности на данный момент».
Также эксперты не располагают информацией о том, как именно выплачивается зарплата сотрудникам из КНДР — наличными или на карту. И, главное, кто ее получает — сами рабочие, корейская сторона, идет ли какой-то процент государству. Как говорят эксперты, корейцы об этом не распространяются.