КАК ГЕНЕРАЛ БОУР ШВЕДСКИЙ ГОРОД РЕВЕЛЬ ВЗЯЛ
После неудачного для шведов похода на Россию в 1708-1709 гг. их империя в одночасье начала рушиться под ударами русских войск. Шведские генералы, привыкшие опираться на военный гений короля Карла XII, просто не знали, как самостоятельно защищать страну от Петра I, перешедшего в решительное наступление. В этот благоприятный момент русская армия приступила к осаде мощных крепостей в Прибалтике и Финляндии, ранее казавшихся несокрушимыми. Среди них выделялись своим ключевым значением Рига, Ревель и Выборг, ставшие центрами шведской колонизации и игравшие роль форпостов на захваченной Швецией территории.
Ревель (ныне Таллинн, Эстония) был старинным прибалтийским городом, в 1219-м году захваченным датчанами и перешедшим во владение Швеции по итогам Ливонской войны. В скором времени он превратился в столицу шведской Эстляндии и важную морскую базу королевства. До начала Северной войны за счёт городской казны были исправлены укрепления, а в город прибыл значительный гарнизон, призванный защитить Ревель от внезапных рейдов русских войск. Шведы тогда ещё не предполагали, что им придётся выдержать правильную осаду, и были уверены, что их армия разобьёт врага на подступах к городу.
По иронии судьбы, покорять Ревель довелось генералу, который не только происходил из старинного шведского рода, но и некоторое время служил в армии Карла XII. Христиан Феликс Боур (в России его называли Родионом Христиановичем) перешёл на сторону Петра I во время первой неудачной осады Нарвы и с тех пор участвовал во многих сражениях Северной войны. В 1710-м году ему было поручено завоевание шведской Эстляндии, которая казалась беззащитной после Полтавской виктории. Эту задачу Боур успешно выполнил, чаще прибегая к уговорам, чем к военной силе.
Уже весной 1710-го года шведы Ревеля видели под своими стенами русские передовые разъезды, посланные русским комендантом Нарвы В.Н.Зотовым. В это время на Прибалтику обрушилась страшная эпидемия чумы, поэтому многие горожане Лифляндии и Эстляндии, а также солдаты гарнизонов погибли от болезней. Это значительно облегчило русской армии взятие важных крепостей, которые практически некому было защищать.
Боур не сразу приступил к осаде Ревеля, а предварительно взял важный город Пернов (ныне Пярну) и бескровно занял Аренсбург (Курессааре) на острове Эзель. В это время драгуны полковника Зотова уже окружили Ревель со всех сторон и перекрыли ему доступ к воде из озера Юлимисте. Прибывший к городу Боур не спешил начинать активные боевые действия. Он справедливо полагал, что сможет добиться капитуляции без масштабных штурмов, ведь в рядах противника продолжала свирепствовать чума. И расчёт генерала был правильным.
Первое предложение о капитуляции комендант гарнизона с негодованием отверг, однако Боур умел ждать. У него в запасе было время, ведь на помощь шведам никто прийти не мог. В конце концов, после долгих переговоров, шведские власти Ревеля согласились сдаться на условиях «исполнения их религии, старинных прав и свобод». Гарнизону выговаривалось право свободного выхода из города и возможность сесть на корабли, чтобы уплыть домой. 10 октября 1710 года Ревель открыл свои ворота русской армии Боура.
Так фактически бескровно завершилось взятие мощной шведской крепости и морского порта Прибалтики. Ревель от перехода в русское подданство только выиграл, ведь русские цари не посягали на его идентичность и в то же время способствовали развитию торговли. Город оставался столицей русской Эстляндии вплоть до февральской революции 1917 года. После этого в его истории произошли колоссальные изменения.
Заглавная иллюстрация: Портрет генерала Боура кисти неизвестного художника, фрагмент