У Челябинска будет своя «Ночь длинных ковшей»
– В этом году вам досталось от многих: Сокуров, Соловьев, Варламов. Есть что ответить на критику?
– По сути, все говорят правильно. Но, на мой взгляд, не очень тактично, что ли, это делать, когда ты в гостях. В Москве тоже есть районы с панельными домами, с киосками с шаурмой. Это нас не извиняет, конечно. И про наследие я говорить тоже не буду. Хотя город процентов на 80 застроен панельками. Но беда в том, что мы продолжаем их строить, мы не отказываемся от этих безликих домов. Сейчас их делают пестрыми, но это те же панельки. Недавно я был на совете главных архитекторов городов-миллионников и центров субъектов федерации. Я там всех опросил. О панелях уже мало кто слышал, кроме Москвы и Челябинска. Где мы догнали Москву, так это здесь. Два города в стране, которые упорно строят панельные дома: Москва и Челябинск. Но они с этим начинают бороться. Исключили из применения в строительстве 14 панельных серий. А у нас их всего две, но нам их хватает. Застройщики приходят ко мне утверждать проекты и начинают с фразы «экономическая ситуация». Выходит, кроме как на панельки денег ни на что нет.
– Вы как архитектор действительно видите наш город серым?
– У нас он, наоборот, пестрый. В Челябинске дичайшее количество рекламы, павильонов, киосков, рекламных конструкций, бездарных вывесок. Это все по большей части – самоволка. Люди просто перестали согласовывать, а зачем? Беззубое управление архитектуры, у которого нет полномочий карать своевольников. Это привело к тому, что люди перестали участвовать в аукционах, утверждать проекты, согласовывать вывески. Да, мы не можем похвастаться 50-этажками, как в других крупных мегаполисах, но из-за засилья рекламы, кабелей, проводов мы не видим даже того, что у нас есть. Это причина, почему город воспринимается так.
– Нам нужна своя ночь длинных ковшей?
– Да, и она будет. Уже готов документ, который позволит там убирать любые незаконные объекты, снимать аляпистую рекламу, вывески с фасадов с зданий. Надеюсь, Городская дума примет его уже осенью, и у нас будут развязаны руки. Мы пока формируем гостевые маршруты, улицы, на которых будут действовать такие жесткие правила. Во время инспекции только в Курчатовском районе насчитали 300 незаконных киосков, у которых нет никаких прав. А тем, кто все же имеет разрешение, но не будет соответствовать, мы просто не продлим договора аренды.
– А есть причина, по которой город не является единым целым в архитектурном плане?
– Город еще не сросся. Город начинал свою жизнь отдельными паззлами. У нас огромное количество санитарно-защитных зон. И это не наша вина, а наша беда. Есть положительные тренды – например, ТРК «Горки», который возник из бывшего завода или ЖК «Лесопарковый». Но пока город не стал монолитным.
– Что должно произойти?
– Нужны эволюция и время. При этом наши заводы переоснащаются. Это тянет за собой сокращение санитарных зон, где пока нельзя строить. А они съедают треть города и не дают разрастись в полную мощь. Наш мощный недостаток – набережная реки Миасс, которая пока не оформлена. Это главная природная ось города. С одной стороны, хорошо, что наши предки не стали застраивать ее хрущевками и сохранили реку для нас. С другой стороны, мы же не сформировали застройку.
– Но сейчас на эту территорию есть планы.
– Лет 8 назад мы сделали проект. Там было зафиксировано, что река должна быть уже. Нужно проработать вопросы стоков. Этим никто не занимался годами, и река стала умирать. Проект разработали как реанимацию реки. Нужно привести ее русло к естественным границам. Отчасти проект начал реализовываться силами частных инвесторов: «Родник» выполнил подпорную стенку по всей длине реки возле себя, организовал транспортную развязку. И надвигающиеся саммиты ШОС и БРИКС дают шанс городу. Ведь одно из требований к гостиницам, где буду жить руководители такого уровня, это вид за окном: с развязками, мостами и прочее. Поэтому ядром будем точка за цирком возле улицы Набережной.
– Чего Челябинску не хватает для того, чтобы принять саммиты?
– Город наш отличается отсутствием общественных пространств. У нас есть только Кировка и бульвар по проспекту Ленина. По тем же Екатеринбургу, Уфе, Казани, не говоря о Москве и Питере, можно гулять часами. Наш город никогда не был повернут к человеку. Он то воевал, то строил. И только сейчас люди, поездив по городам и почувствовав, что можно жить по-другому, стали задавать правильные вопросы. Ведь и город у нас не бедный. И внешний вид – это залог инвестиционной привлекательности. К саммитам у нас должны появиться следующие объекты: комплекс, который объединит конгресс-холл, 50-этажную гостиницу и пресс-центр; новое здание аэровокзала; гостиницы у конгресс-холла и пешеходный мост. На все это с разрешения губернатора был объявлен международный конкурс. В конце ноября будут подведены итоги. При этом все эти объекты включают в себя преобразование набережной, которая должна стать единой пешеходной зоной от Свердловского проспекта до Цирка.
Что станет с центром города:
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
ЧЕЛЯБИНСК В PRISMA
В ЧЕЛЯБИНСКЕ РАДИ САММИТА ШОС СНЕСУТ ЧАСТЬ НАБЕРЕЖНОЙ И ФИЛАРМОНИЮ
ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ НА МИАССЕ?
«МЫ ВКЛАДЫВАЕМ В СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ»
ЧЕЛЯБИНЦЫ ПОЖАЛОВАЛИСЬ НА ЗАСИЛИЕ НЕЛЕГАЛЬНЫХ ЛАРЬКОВ