Страшная Бабка Синюшка и прохладный Дух шамана: рецензия на выставку в галерее «ПоЛе» к бажовским дням в Екатеринбурге
Люблю галерею «ПоЛе» при киностудии. Вся она – прохладная, небольшая, абсолютно непафосная, с бесплатными для горожан вернисажами – словно создана для таких простых девушек, как я, не слишком близких к тонкой материи искусства. То есть к искусству тянущихся, но диплома искусствоведа не имеющих.
Вчера, 21 июля, в галерее «ПоЛе» было открытие выставки с игривым названием «Танцы девки-бажовки», посвященной Бажовским дням. Бажов, если честно, при всей своей где-то даже готичности сказов и персонажей, меня не слишком интересовал. Я шла «посмотреть на камешки». Какой русский не любит… какая девушка не любит смотреть на камешки!
Танцы, как мы понимаем, в приложении к галерее – фигура речи. Танцев не было, а были картины, «ювелирка и камешки», графика от уральских авторов. Как современные художники трактуют бажовские образы, какую мифологию предлагает нам искусство сегодня, в расцвете 21 века, – вот чему посвящена выставка.
Сразу при входе – огромные, от пола до потолка, картины Екатерины Поединщиковой. Ключевая эмоция ее образов – эротическая напряженность. Возьмите Данилу-мастера, Хозяйку медной горы, Бабку Синюшку, разденьте, отмойте, поместите в какие-нибудь мрачные интерьеры и устройте фотосессию – такую, чтобы длинные волосы развевались, а губы кривились в неслышном крике-стоне. Глазеть на эти картины было острым удовольствием на грани неприличия.
Успокоиться можно, повернувшись спиной к разгульным персонажам, и почитать иллюстрации к сказкам от сказочника и графика Игоря Кузнецова. Он создал, как когда-то Бажов, цикл сказок из жизни Шамана и Чура, жителей горы Ежовой, и проиллюстрировал их. Шрифт такой мелкий и тонкой работы, что к иллюстрациям прилагается огромная лупа.
Евгений Еремин, камнерез и ювелир, стоял у витрины со своими работами.
И вот тут-то я и пропала. У вас когда-нибудь так бывало? Смотрите на неопределенное пятно и видите профиль сказочного героя или фигуру человека, или чье-то лицо? Работы Евгения – для таких вот фантазеров. Сказочные замки и поэтичные пейзажи можно увидеть на каменных картинках, а природные кристаллы с «изъянами», которые при промышленном производстве обязательно сточили бы, убрали, исправили, у Евгения смотрятся как особенность, уникальность, эксклюзивность.
Как можно меньше вмешиваться в природный материал – девиз камнереза Еремина.
Я спросила, как долго он работает над каждым предметом – каждой из этих подвесок, например.
– Долго, – лаконично ответил мастер. Он смотрел на свои камни и кристаллы, на свои работы и словно пропадал в них.
– Ну сколько? – не отставала я.
– День, два, неделю?
– Лет пять…
Камень должен отлежаться, он должен сам сказать мастеру – что получится в итоге. Никаких кавалеристских наскоков, мозговых штурмов и дедлайнов. Слушай то, что еще не случилось, но то, что уже записано где-то на шаманских камнях, под песни ветра Приполярного Урала…
«Дух шамана» с первого взгляда – это ворон, сидящий на огромном камне. А Камень тот – на Дереве, а Дерево – на Матери Земле. Но на эту скульптурку надо смотреть сверху. И тогда увидишь вовсе не Ворона…
…А камешки? Камешки были. И котики. И иллюстрации к «Малахитовой шкатулке».
Я стояла перед Духом шамана, а голая бабка Синюшка смотрела мне в спину и ухмылялась.
Выставка продлится до 22 августа, вход свободный. Галерея «ПоЛе»: пр. Ленина, 50/Ж (здание Свердловской киностудии).
Вступайте в НАШУ группу «ВКонтакте», чтобы узнавать новости первыми и выигрывать призы!