«Карманные» против «честных»
С 1 сентября в России стартует реформа третейских судов – института негосударственного правосудия, в котором споры и конфликты разрешает бизнес. При этом популярность третейских судов растет из года в год. Частные споры – частное дело, разрешаются они между собой оперативно и без шума, без права на обжалование, с быстрым по сравнению с государственными судами исполнением. Это не может не привлекать, особенно на фоне падения доверия к государственным судам.
Но и проверить, что творится за закрытыми дверями таких судов, нет практически никакой возможности. Отсюда и разговоры про «карманные» корпоративные третейские суды, про их участие в рейдерских захватах и незаконную перерегистрацию недвижимости и земли. Добиться контроля над своими коллегами-частниками федеральные суды пытаются уже несколько лет. Но реформа, которая, как предполагается, сократит количество частных арбитров, все же сохранила им свободу в довольно значительной части. О плюсах и минусах третейского института правосудия и грядущей реформе «Профиль» поговорил с экспертами.
Vox populi
В сущности, третейский суд – суд народный, институт гражданского общества, когда для разрешения споров две стороны выбирают третью, которую обе считают для себя компетентной и авторитетной. Третейские суды создаются на базах торгово-промышленных палат, предпринимательских сообществ самых разных направлений деятельности. Они могут быть постоянными или временными.
Официально в России зарегистрировано 1,5 тыс. таких органов правосудия, сообщил «Профилю» председатель Арбитражного третейского суда Москвы, президент Союза третейских судов Алексей Кравцов. Правда, точное количество третейских судов неизвестно да и вряд ли может быть установлено, говорит партнер BGP Litigation Александр Ванеев. «Помимо институциональных, постоянно действующих третейских судов, у которых есть аппарат, местонахождение, правила и список третейских судей, о создании которых уведомляется государственный суд, сторонами спора могут создаваться и третейские суды для разрешения конкретного спора (ad hoc), учет которых не предусмотрен и никем не ведется», – поясняет он.
При этом популярность третейских судов растет. Если в 2012 году, по данным Casebook, государственные арбитражные суды выдали около 4 тыс. исполнительных листов на решения третейских, то в прошлом году эта цифра превысила 8 тыс. За это время в стране произошли глобальные события: экономический кризис и упразднение Высшего арбитражного суда, объединение государственных арбитражей …