«КАК К МАТЕРИ ТЯНУТСЯ ДЕТИ, ТАК И МЫ ТЯНУЛИСЬ К НЕЙ, НАШЕЙ УЧИТЕЛЬНИЦЕ ИРИНЕ ВАРДАНИЯ…»
Юбилей
Мне посчастливилось познакомиться с Ириной Анатольевной Вардания в Институте педагогики, где я стала работать в отделе русского языка и литературы. Она сразу запала мне в душу.
Дело в том, что я рано лишилась матери, и мне всегда не хватало материнской ласки. Помню слова Ирины Анатольевны: «Как хорошо, что к нам пришла новая девочка». Меня очень тронули и вдохновили эти слова, а через некоторое время мы уже сидели с ней за одним рабочим столом. Все, с кем я общалась, говорили о ней очень тепло.
Родилась Ирина Анатольевна Вардания 21 июня 1936 года в городе Сухуме. Вот что вспоминает она сама о своем детстве и юности: «В 1937 году уничтожалось все самое умное, талантливое, молодое, красивое. Был расстрелян мой папа, Анатолий Вардания. Мне его не хватало всю жизнь. Детство мое прошло с клеймом дочери врага народа. Мама, Вардания Вероника, была сослана в лагерь. Я все это время находилась в Очамчыре, в семье Сократа Тарба. Дело в том, что мой отец рано лишился матери, и его воспитали две его тети Мария и Екатерина Ахиба. Они вышли замуж. Екатерина за Дикрана Гагулия, а Мария – за Сократа Тарба. Когда папу арестовали, было небезопасно оставлять меня в Сухуме. Меня забрала очамчырская бабушка – Мария. Первое время меня прятали, и только ночью выводили гулять. Меня, маленькую, полюбили соседи и все близкие, они делали все для того, чтобы я не чувствовала сиротства, что у меня нет родителей. В Очамчыре я училась и окончила среднюю школу в 1955 году.
Однажды бабушка Мария сказала, что мы все едем на вокзал встречать мою маму. Встречающих было много – вся наша семья, соседи. Маму я знала только по фотографиям и боялась, что не узнаю ее. Подошел поезд, все побежали вперед, а я потерялась и стояла у последнего вагона. Пассажиры вышли из вагона. Смотрю: последней выходит молодая женщина, похожая на мою маму. Я закричала: «Мама!» и бросилась к ней. Она подхватила меня и упала в обморок.
Моих родителей реабилитировали. Мы получили квартиру в Сухуме. В 1955 году я поступила в педагогический институт, и мы с мамой в 1957 году переехали в Сухум. Я окончила институт и была направлена воспитателем во вновь открывшуюся в 1960 году Сухумскую школу-интернат №1. В 1963 году переведена там же на должность преподавателя русского языка и литературы».
Из семьи репрессированных, Ирина Вардания очень активно работает в Абхазской ассоциации жертв политических репрессий. На набережной Сухума стоит памятник репрессированным. Ирина Анатольевна – одна из инициаторов его открытия.
У нее сегодня очень много работы и забот: Институт педагогики, семья, общественная деятельность, контакты с друзьями… Но школа-интернат в ее жизни – особые страницы. Все ее ученики и выпускники и сегодня остаются для нее родными мальчишками и девчонками. И те, кто есть – Денис, Аслан, Муся, Даниил, Заур… И те, кого уже нет – Тарас, Маврик, Марина, Ларик, Илларион… И они – ее радость и ее слезы. А для бывших учеников она была и остается всепонимающей, строгой и доброй, любимой учительницей, верной хранительницей их тайн, радостей и обид.
И в дни юбилея своей воспитательницы, преподавательницы, научившей их понимать и любить не только великую русскую литературу, но и саму жизнь, многие с большой радостью рассказывают о своей юности, крепко связанной с Ириной Анатольевной Вардания.
Выпускник этого интерната, главный инженер Сухумской районной электросети Заур Багович Бутба, с 1994 по 1999 год возглавлявший школу-интернат, отмечает: «В самом начале директор школы-интерната Лейла Николаевна Ачба собрала лучших учителей республики, организовала прекрасный педколлектив. Дети были приняты в интернат из разных сёл Абхазии, нам было по 13-14 лет. На плечи воспитателей легла большая ответственность и нагрузка. Они до позднего вечера должны были следить за порядком, режимом, должны были убедиться, что с нами все хорошо, и только потом уходили домой. Бывало, что и мы старались помочь им в наведении порядка. Мы всегда любили ходить на уроки Ирины Анатольевны, это была учительница высочайшего класса, она чувствовала каждого ученика. А какие проводила литературные вечера! В этом были задействованы все дети. Случалось с нами разное. Бывало, что некоторые старшеклассники пробовали курить. Однажды я сделал две затяжки, затем съел два кусочка хлеба, чтобы запаха не было. Но Ирина Анатольевна все равно почувствовала запах сигарет и сказала: «Я от тебя этого не ожидала». Этих слов хватило мне, чтобы на всю жизнь бросить курить. Она могла убедить каждого. У нее был особый подход к детям.
Годы учебы в интернате были самыми счастливыми в моей жизни. Когда после нашей войны мы вернулись в разрушенную школу-интернат, многие не верили в ее восстановление, называли это утопией. Именно по рекомендации Ирины Анатольевны я возглавил тогда этот интернат. За полтора года мы сумели частично восстановить его, набрали 150 детей из семей погибших бойцов, из многодетных семей. Из года в год количество учащихся увеличивалось.
Еще хочу вспомнить один эпизод из жизни наших, интернатских. Миро Чачхалия поступал в ленинградский вуз, но не прошел по конкурсу и устроился рабочим на завод. Однажды там был литературный вечер. Вышел Миро и прочитал десять стихотворений Есенина. Все стали спрашивать, откуда этот парень. На этот вопрос Миро ответил так: «Я из Абхазии, а этим стихам научила меня моя учительница Ирина Анатольевна Вардания».
Поделился своими воспоминаниями и сопредседатель партии ЭРА Даниил Темурович Убирия: «Я, как и многие мои сверстники из интерната, всегда считал его своим вторым домом. Тогда любил и сейчас с большим уважением отношусь к Ирине Анатольевне Вардания. Как к матери тянутся дети, так же и мы тянулись к ней. И она нас тоже очень любила. Вообще Ирина Анатольевна – человеколюб. Не каждый способен сопереживать, а она могла.
У меня сложились теплые отношения с семьей Лейлы Николаевны Ачба. Однажды она мне призналась: «Школа не была бы такой авторитетной, если бы не было рядом таких людей, как Ирина Анатольевна, как работавшие тогда там Терентий Чания, Эдуард Бебия, Константин Ченгелия – все они были преданы своему делу. Почти вся элита Абхазии – воспитанники интерната».
Ирина Анатольевна – талантливый учитель, но у нее много других редких человеческих качеств. Она всегда очень переживала за всех своих интернатских (так она называла нас)».
Директор Абхазского государственного издательства Даур Капитонович Начкебия продолжил разговор: «Ирина Анатольевна Вардания – красивая, интеллигентная, элегантная женщина. Она учила нас жизни, всем своим обликом, поведением оказывала на нас влияние, мы все это чувствовали, получали от нее тепло, и это было очень важно, так как в интернат попадали дети из сел, из малообеспеченных, многодетных семей. Она любила нас всех одинаково, ровно. Тогда мы начали понимать, что значит быть интеллигентным, высококультурным человеком, она до сих пор остается образцом интеллигентного человека, образцом настоящей абхазки. Она преподавала русскую литературу великолепно, приобщала нас к ее богатству, при этом мы чувствовали, с каким трепетом она относилась ко всему абхазскому. Именно Ирина Анатольевна привила мне любовь к литературе. Конечно же, весь класс был влюблен в нее. Я очень благодарен ей за все и желаю ей долгих лет жизни».
Из воспоминаний бывшего директора школы-интерната №1 Лейлы Николаевны Ачба, опубликованных в журнале «Алашара» (№6, 2009 г.): «... К нам из Москвы приехал ученый из Академии наук, профессор, специалист по обучению русскому языку в национальных школах. Мы все волновались и решили отправить его в выпускной класс на урок к Ирине Анатольевне Вардания. Когда мы после урока собрались в моем кабинете, профессор заговорил первый: «Ирина Анатольевна, я благодарю вас за прекрасный урок. Какая высокая культура речи, какая эрудиция, какой интеллект учителя и, соответственно, знания учащихся!»
Кандидат педагогических наук, доцент АГУ Надежда Васильевна Шалдуга рассказала: «С Ириной Анатольевной мы дружим много лет. Познакомились с ней в Сухумской школе-интернате №1. Сразу обратила внимание на статную интеллигентную женщину, преподавательницу русского языка и литературы, работавшую в этом учреждении со дня его открытия. Затем мы сотрудничали в Министерстве образования, составляли учебники по русской литературе для абхазских школ. В настоящее время работаем вместе в Институте педагогики Министерства образования РА. Ирина Вардания – профессионал своего дела, мудрый человек, любящий свою страну, учеников, семью. Она очень позитивный человек, никогда не жалующийся на свою судьбу. Хочется пожелать ей долгих лет жизни и здоровья».
И.Вардания также преподавала русский язык и литературу в филиале Сухумской средней школы №14, в Сухумском филиале средней школы села Эшера. С 1988 года работает сначала ведущим, затем главным научным сотрудником Института педагогики им. Н.Адзынба в отделе русского языка и литературы.
Директор этого института Ирина Константиновна Куакуаскир говорит: «Найти подходящие слова для Ирины Анатольевны сложно. Она замечательный, талантливый педагог, прекрасный методист. Уже много лет работает по проблемам составления учебных программ и учебно-методической литературы. Она является соавтором программы для абхазских школ, учебников «Русская литература» для 5 – 10 классов, методических пособий по русской литературе для учителей 5 – 10 классов. Пользуется огромным авторитетом и уважением среди коллег. Она отзывчивый, добрый человек, всегда готова протянуть руку помощи каждому, кто в этом нуждается.
Ее юбилей – это юбилей полноценно состоявшейся, сильной и стойкой женщины: большого профессионала, жены, матери, бабушки. С огромной любовью и признательностью желаю ей еще много лет согревать сердца близких и родных людей. Я всегда восхищаюсь великолепием, совершенством и женственностью Ирины Анатольевны».
Труд Ирины Анатольевны отмечен многочисленными грамотами министерств образования СССР и Абхазии, она – заслуженный учитель Абхазии (1981 г.), кавалер ордена «Ахьдз-Апша» III степени (2006 г.). Ее семья – супруг Константин Несторович Думаа, доцент кафедры политологии АГУ, автор ряда учебников и книг, дочери Наталья и Вика, внуки Астан и Вероника – образец настоящей абхазской семьи, которой гордится и будет гордиться не одно поколение граждан нашей республики.
Щазина КВИЦИНИЯ, ведущий научный сотрудник Института педагогики имени Н. Адзынба, доцент кафедры русского языка АГУ