Пилот турецкого истребителя сбил наш Су-24 по своей инициативе или по приказу?
Сначала напомню о деталях трагического инцидента. 24 ноября 2015 года фронтовой бомбардировщик Су-24, входивший в состав авиагруппы Воздушно-космических сил (ВКС) России в Сирии, был сбит ракетой «воздух-воздух» с истребителя F-16C ВВС Турции. Случилось это в районе сирийско-турецкой границы. Наш самолет упал на территории сирийской провинции Латакия в районе Байырбуджак. Экипаж самолета успел катапультироваться, однако пилот майор Олег Пешков был расстрелян в воздухе боевиками из протурецкой группировки, действующей на территории Сирии. Штурман капитан Константин Мурахтин приземлился вне зоны обстрела и был эвакуирован спецназом Сирии на нашу авиационную базу «Хмеймим».
Судя по сообщениям официальных лиц Турции и тамошних газет, пилотом F-16 был майор турецких ВВС Мустафа Хайжуроглу (Mustafa Hajuroglu). Фотография бравого "национального героя" облетела все турецкие СМИ. Мелькали заголовки: «Он поставил зарвавшуюся Россию на место!». Просочились слухи, что сам Эрдоган вручил пилоту высокую награду. И он был повышен в должности. Ну а дальше судьба турецкого майора стала складываться похлеще, чем у самых таинственных героев детективных романов Агаты Кристи. Сначала проходили сообщения, что этот пилот погиб еще несколько месяцев назад при теракте - взорвался в автобусе с другими летчиками. А потом оказалось, что он чудесным образом воскрес участвовал в военном путче вместе с другими офицерами и был убит. Мэр Анкары Мелих Гекчек заявил о ликвидации Хайжуроглу (он якобы управлял одним из угнанных путчистами боевых вертолетов и был сбит).
- Пилот участвовал в инциденте с российским самолетом, он же был одним из участников путча. Мы его подозревали. Теперь точно скажу, что наши с Россией отношения испортили именно эти негодяи, - заявил мэр в эфире телеканала CNN Turk.
«Эти негодяи» - те самые два турецких F-16, которые подкараулили наши бобмардировщик у турецкой границы. И вот здесь возникает резонный вопрос: так майор Хайжуроглу сбивал наш Су-24: по своему решению (как воздушный хулиган-преступник) или по приказу командиров? Но не лукавит ли ловко мэр Анкары, сваливая причину разрыва отношений Турции и России на «негодяев»? Очень ушлый политический прием - списать на мятежников всю вину за обледенение отношений между Москвой м и Стамбулом, закрыв таким образом тему сбитого российского самолета навсегда. И заодно – создав удобный «оправдательный фон» для Эрдогана перед предстоящей его встречей с Путиным.
Но здесь не лишне напомнить, что еще за пару месяцев до того момента, когда майор нажал кнопку «пуск» в кабине своего F-16 и запустил ракету «воздух-воздух» в хвост Су-24, другой наш самолет всего на пару десятков секунд залетел в воздушное пространство Турции. Он выполнял боевую задачу на севере Сирии. Была очень плотная облачность. Когда наш истребитель стал проходить вдоль границы с Турцией, аппаратура показала, что какие-то наземные средства ПВО пытаются делать захват боевой машины. Потому летчик был вынужден в считанные секунды сделать противоракетный маневр. Ну, чуток забрался в турецкое небо. Что российская сторона честно и публично признала. Но несмотря на это, тут же последовало грозное заявление Стамбула, что впредь ВВС Турции будут сбивать любой самолет, вторгшийся в воздушное пространство страны. Вскоре после этого грозного предупреждения и случился инцидент с нашим Су-24. Причем, в момент трагедии в том районе находились сразу два турецких F-16 (те самые «негодяи»).
Вот что говорил по этому поводу Главком ВВС генерал-полковник Виктор Бондарев:
- Турецкие истребители F-16 заранее спланировали свою атаку на российский самолет Су-24, устроив ему засаду в воздухе. Результаты объективного контроля РЛС Сирии подтверждают нахождение в воздухе двух F-16 в зоне дежурства с 9 часов 11 минут до 10 часов 26 минут в течение 1 часа 15 минут на высоте 2,4 тысячи метров, что говорит о заранее спланированной акции и готовности истребителей действовать из засады в воздухе над территорией Турции.
По словам Главкома, необходимое подлетное время самолета F-16 с авиабазы Диярбакыр из положения дежурства на земле к месту пуска ракеты составляет 46 минут, из которых 15 минут — подготовка и взлет самолета, 31 минута — время полета к рубежу пуска. Таким образом, считает Главком, перехват самолета Су-24 из положения дежурства на земле с аэродрома Диярбакыр невозможен, так как необходимое время подлета превышает минимальное время для атаки цели на 12 минут.
И многие другие наши авиационные специалисты считают, что покушение на российский Су-24 было хорошо продуманным воздушно-террористическим актом. И для больше доказательства этой версии двигают вот такие аргументы: нарушение воздушного пространства - не повод мгновенно сбивать самолет. Решение об уничтожении принимается только после того, как вторгшийся в воздушное пространство страны самолет не меняет курс после предупреждения его по радиосвязи, после выполнения самолетом-перехватчиком определенных манеров, указывающих на требование покинуть район, после предупредительных выстрелов трассириющими снарядами поперек курса его полета. И, наконец, только после получения приказа «земли» на уничтожение нарушителя. Ничего этого не было. К тому же, чтобы так точно подкараулить наш бомбардировщик, турецкому истребителю явно требовалась и наводка с земли.
И еще. Завалить нашу «Сушку» - это все равно, что объявить войну России. И будь майор Хайжуроглу самым отчаянным авиахулиганом или бандитом, он не мог самостоятельно отважиться на такое решение. Слишком масштабны и трагичны последствия. А отсюда и вывод – такое решение явно было согласовано с самыми высоким армейским начальством, которое, в свою очередь, вряд ли могло быть принято без «отмашки» верховного главнокомандующего вооруженными силами Турции - Эрдогана. Тем самым человеком, который наградил орденом «негодяя». А может быть, под шумок путча его и кокнули, чтобы убрать самого главного свидетеля преступления, случившегося 24 ноября 2015 года в небе над сирийской Латакией?