Четверть века пожару в "Чародейке": история трагедии, потрясшей Дальний Восток
Жестокая расправа стала началом конца для одной из крупнейших ОПГ страны.
22 февраля 2001 года в Комсомольске-на-Амуре произошло событие, навсегда изменившее криминальную историю страны. Участники организованного преступного сообщества "Общак" сожгли кафе "Чародейка", убив восемь человек. Это преступление стало началом конца одной из самых могущественных банд Дальнего Востока, пишет "Лента.ру".
В конце 1990-х годов лидеры ОПС "Общак" упустили из виду прибыльный бизнес по скупке металлолома в регионе. Пока они занимались своими делами, на рынке появились независимые предприниматели, быстро набравшие вес. Среди них — коммерсант Эдгард Зайцев, уже ставший депутатом городской думы, и братья Марат и Рафик Асаевы, учредители фирмы "Втормет".
Когда представители "Общака" пришли к Зайцеву с требованием платить дань, тот отказался наотрез. Более того, бизнесмены начали демонстративно противостоять криминальной субкультуре: охрана их заведений перестала пускать посетителей в спортивных костюмах — традиционной одежде бандитов.
Конфликт накалялся. 31 января 2001 года в кафе "Чародейка" не пропустили участников криминальной бригады Росс. Завязалась драка, в которой пострадали двое охранников. Милиция возбудила дело, и 13 февраля лидера бригады Игоря Матюхова с тремя подельниками арестовали.
Лидер "Общака", вор в законе Евгений Васин по прозвищу Джем, к тому времени уже не был тем хитрым и расчётливым авторитетом, что раньше. По словам оперативников, работавших по делу, Джем "забронзовел", подорвав здоровье алкоголем и наркотиками. 20 февраля 2001 года на старом кладбище Комсомольска-на-Амуре Джем поминал брата. Туда съехалась вся "свита". Как позже покажет на допросах криминальный авторитет Андрей Макаренко (Макар), именно там Джем заявил, мол неплохо бы поджечь кафе "Чародейка", чтобы все подумали на "матюховских", а "Общак" оказался бы в стороне.
"При этом Заяц получит хороший урок", - якобы сказал он тогда.
Макаренко воспринял слова вора как приказ, обязательный к исполнению.
Поджог поручили Станиславу Мигалю по прозвищу Бледный, а тот привлёк подельников — Павла Ревтова, Евгения Просветова и Владимира Баженко. Машин у них не было, поэтому Макаренко дал им водителя Анатолия Гавриленко. Он также указал время — с 19 до 21 часа 22 февраля. Именно тогда Джем будет в ресторане напротив "Чародейки", отмечать день рождения сына и наблюдать за происходящим лично.
Вечером назначенного дня, около 20:00, бандиты собрались во дворе соседнего от "Чародейки" дома. Надев маски и перчатки, каждый взял по банке с бензином. Первым ворвался Баженко, за ним Ревтов, затем Просветов и последним — Мигаль. С криками они метнули банки в барную стойку и между столиков. На Баженко мгновенно загорелась одежда, но заметил он это не сразу. Как и планировалось, покинув помещение он спиной подпёр дверь, не давая людям выйти. Это его и убило — за несколько секунд он получил страшные ожоги. Подельники тем временем добежали до машины и уехали, бросив товарища.
В пожаре погибли четверо сразу, ещё четверо скончались в больницах в течение месяца. 30 человек получили травмы, трое остались инвалидами на всю жизнь.
Тем временем обгоревший Баженко добрался до квартиры подельников. Мигаль, опасаясь соседей, спрятал его в другом месте и пытался безуспешно лечить. Госпитализировать Баженко было нельзя, поскольку сразу указало бы на поджигателя. Тогда Макаренко прислал двух человек — Александра Улитина и некоего Иванова. Под предлогом визита к "надёжному врачу" они посадили обгоревшего в машину, напоили водкой до беспамятства и убили, инсценировав суицид. Однако сделали это топорно и криминалисты быстро поняли правду.
Ожоги на теле Баженко сразу указали на его причастность к поджогу. По телефонным переговорам и оперативным данным нашли подельников. Уже через несколько дней задержали Ревтова, Гавриленко, Просветова и Мигаля, а 27 февраля — Макаренко.
При обысках нашли улики, а экспертиза подтвердила, что подозреваемые находились возле источника открытого огня.
В августе 2001 года Макаренко дал подробные показания, назвав организаторов преступления. В сентябре задержали Джема, но 23 октября 2001 года он умер в СИЗО — по официальной версии, от острой сердечно-сосудистой недостаточности. 11 декабря 2003 года суд вынес приговор: Макаренко, Мигаль, Просветов и Ревтов получили пожизненные сроки. Гавриленко приговорили к 20 годам, но он умер в СИЗО на следующий день после приговора.
Позже Макаренко и Улитина осудили дополнительно за убийство Баженко — по 15 лет каждому. А вот Иванов, скрывавшийся до 2013 года, был оправдан судом присяжных.
Пока шло следствие, Макаренко пытался оговорить начальника УВД и коммерсантов, утверждая, что трагедия — инсценировка, а тела привезли из морга. Проверки не подтвердили ни слова. Эти заявления лишь оскорбили родственников погибших и усилили ненависть к бандитам. В Комсомольске-на-Амуре проходили массовые демонстрации с требованием расстрелять преступников. Легендарная группировка "Общак" перестала существовать — разгромленная совместными усилиями правоохранителей и жителей края.