Тени над потолком: как "тайный флот" позволяет России уходить от западных санкций
Западные СМИ бьют тревогу: России удалось сформировать гигантский «теневой флот» из сотен судов, который позволяет ей экспортировать нефть в обход западных санкций. То есть продавать ее дороже установленного ценового потолка. При этом одни издания уверяют, что власти ЕС смогли рассекретить как минимум часть «тайного флота» и готовы начать охоту за танкерами. Другие полагают, что это бесполезно и «серую» торговлю не остановить. «Профиль» разобрался, как работает «теневой флот» и можно ли его отследить и «обезвредить».
Как танкеры «уходят в тень»
В последние недели российская нефть заметно прибавила в цене и вплотную приблизилась к ценовому потолку $60. По сообщению Reuters, баррель Urals с отгрузкой из портов Балтики в начале марта стоил около $55, хотя в январе цена падала ниже $40. Некоторые эксперты уверяют, что отдельные партии продаются уже по цене выше потолка. Главной причиной подорожания Reuters назвал большое число перевозчиков, готовых транспортировать нефть из РФ, мол, с начала этого года к «теневому флоту», сформированному Москвой, добавились китайские танкеры класса VLCC и суда греческих компаний. «Знать и доказать – это два разных слова, – отмечает Алексей Безбородов. – Все о них всё знают, но ты докажи вначале. В данном случае доказать, что танкер перевозит российскую нефть, нельзя».
Кроме того, для формирования «теневого флота» используют старые танкеры – либо списанные, либо те, что вот-вот будут списаны. А если судно формально списано, значит, его нет в реестре судоходных компаний и международных организаций. Чье оно, кому принадлежит, в чьих интересах работает? А если еще и меняет владельцев… В общем, как в известной пословице: не пойман – не теневой.
Впрочем, издание Politico в феврале уверяло, что властям Евросоюза все же удалось рассекретить как минимум часть «теневого флота» Москвы и за ним начата охота. Так, 20 февраля в албанском порту Дуррес был арестован танкер под флагом Либерии, который местная полиция подозревает в контрабанде: якобы в одном из греческих портов судно заправилось российской нефтью. Ранее другому танкеру под тем же предлогом запретили заход в испанский порт. Но это все равно что пытаться стрелять из пушки по воробьям: много шуму, а эффект, прямо скажем, не очень. Тем более что «теневой флот» не есть нечто статичное, его численность и состав могут постоянно меняться, CNN, например, уверяло, что этот флот ежемесячно пополняют от 25 до 35 судов.
Использование старых судов связано с повышенным экологическим риском SAM PANTHAKY/AFP/East News
Старый, но не бесполезный
Одно из опасений, связанных с «теневым флотом», – это угроза экологических катастроф: суда старые, а значит, их использование связано с повышенным риском.
Но большой возраст танкера отнюдь не означает, что он физически изношен. Как рассказал Алексей Безбородов, вскоре после аварии танкера Exxon Valdez у берегов Аляски (1989 год, тогда в море вылилось 750 тыс. баррелей нефти) танкеры стали строить с двумя бортами и специальными прокладками, которые не позволяют в случае внешней пробоины вылиться нефти. По действующему регламенту, каждые два года судно должно проходить капитальный ремонт и обследование. «Существуют регистровые общества, которые проверяют его не на страх, а на совесть, потому что от этих проверок зависят страховые покрытия», – объясняет эксперт.
По словам Алексея Громова, замена судна по истечении 20–25 лет –общепринятая морская практика. И это можно сравнить с работой таксопарка, где регламент предписывает регулярно обновлять парк. Причем машины, отработавшие срок, не идут под пресс, а выставляются на продажу. Ведь тот факт, что автомобиль подлежит списанию, не означает, что он вот-вот развалится на ходу. Так и списанные танкеры могут успешно эксплуатироваться, если они регулярно проходили ремонт и надлежащее техобслуживание. Разумеется, чем старше судно, тем выше риск внештатной ситуации или аварии. Однако, как заметил Громов, до первого прецедента все эти разговоры останутся разговорами. Риски российской «нефтянки»
Танкерный флот оказался хорошим подспорьем для российской нефтяной отрасли, но он не может закрыть все существующие проблемы. А они есть. Налоговые поступления в бюджет от продажи нефти и нефтепродуктов в феврале 2023-го сократились почти вдвое (на 48%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причиной стали западные санкции и скидки, которые Москва предоставляет своим партнерам.
Еще один риск – возможность сокращения добычи в текущем году на 20%, если российские компании не найдут способ компенсировать нехватку западного оборудования и технологий. Сейчас на компании из недружественных стран приходится лишь 15% рынка бурения нефтяных скважин в РФ, однако это наиболее сложные виды работ, в том числе по разработке и добыче на шельфе, а также добыче трудноизвлекаемых запасов.