Черногория и Македония: Новые члены НАТО станут "группой поддержки" России
Главы государств и правительств 29 стран-членов НАТО на своем брюссельском саммите пригласили Македонию к началу переговоров о вступлении в альянс. Об этом объявил генеральный секретарь Йенс Столтенберг. Он выразил уверенность, что Скопье сможет стать 30-м членом НАТО, "как только Македония внесет необходимые изменения в конституцию", после чего "мы сможем официально пригласить страну вступить в НАТО под новым названием — Республика Северная Македония". По его мнению, процесс вступления Македонии в НАТО, что было ранее невозможно из-за продолжавшегося четверть века спора с Грецией о названии этой страны, займет до полутора лет. После подписания протокола о вступлении в НАТО его предстоит ратифицировать парламентам всех 29 стран-членов альянса.
Премьер Македонии: хотим дружить и с Россией, но ЕС и НАТО нет альтернативы
Премьер-министр Македонии Зоран Заев заявил в ответ, что хотя мы "хотим дружбы со всеми", у Скопье "нет альтернативы интеграции в ЕС и НАТО". Он утверждал, что "волю граждан, волю народа никто не может изменить", хотя далеко не все граждане Македонии, начиная от её президента Гёорге Иванова, одобряют сделку о названии с Грецией и мечтают видеть свою страну в ЕС и особенно в НАТО. Референдум на этот счет будет только осенью.
Премьер-министр Македонии Зоран Заев: "Хотим дружбы со всеми", но у Скопье "нет альтернативы интеграции в ЕС и НАТО". Фото: www.globallookpress.com
Любопытно, что Заев счел необходимым упомянуть в этой связи о России, которая, по его словам,
не имеет ничего против интеграции Македонии в ЕС, однако вполне понятно, выступает против вступления страны в НАТО".
В качестве оправдания македонский премьер добавил:
Мы маленькая страна, мы не представляем ни для кого угрозы. И НАТО не представляет ни для кого угрозы".
С греками будут проблемы
Министр национальной обороны Греции Панос Камменос, лидер входящей в правящую коалицию с левацкой СИРИЗА правой партии "Независимые греки", предупредил, что Скопье никогда не вступит в НАТО, если сохранит слово "Македония" в названии своего государства. Если бы Камменос всегда делал то, что говорит, и за что выступает его партия, это была бы настоящая бомба, потому что слово "Македония" присутствует в "компромиссном" названии соседней страны. Тем не менее, этот деятель поставил под сомнение предстоящее вступление Македонии в НАТО, поскольку, по его мнению, заключенное 17 июня соглашение между Скопье и Афинами "никогда не будет реализовано, так как его не одобрят на референдуме и его не утвердит парламент".
Министр национальной обороны Греции Панос Камменос: Скопье никогда не вступит в НАТО, если сохранит слово "Македония" в своем названии. Фото: www.globallookpress.com
С македонцами - тоже
Тут греческий министр и прав, и неправ. На референдуме, скорее всего, македонцы поддержат сделку с Грецией, потому что ничего более выгодного для себя от Афин они никогда не получат и потому что ключевое и знаковое для них слово "Македония" сохранится в названии этой славяно-албанской страны. Зато македонский парламент совершенно точно не одобрит необходимые для перемены названия страны изменения в конституции, поскольку для этого необходимо получить поддержку конституционного большинства депутатов, а его у правящей коалиции нет. Ведущая оппозиционная партия и президент Македонии выступают категорически против сделки с Грецией, без реализации которой Скопье может забыть на неопределенное время о ЕС и НАТО.
Есть ли на Балканах демократия?
Проблема тут не столько в македонцах, сколько в греках. Греческого премьера Алексиса Ципраса поддерживает сегодня примерно один из каждых шести греков. Он уже почти никого не представляет. Не только Камменос, нехотя поддержавший из конъюнктурных соображений соглашение с Македонией в греческом парламенте, несмотря на вызванный этим скандал в его собственной партии, уверен, что сделка со Скопье невыполнима. Её отвергают также, согласно всем опросам, подавляющее большинство греков, в том числе ведущая оппозиционная партия "Новая демократия" (НД). Если греческий парламент даже в нынешнем составе будет голосовать конкретно по этой сделке, он её, скорее всего, не поддержит. А президент Греции Прокопис Павлопулос, выдвинутый на этот пост НД, вряд ли её утвердит.
Камменос об этом честно и говорит: парламент никогда не ратифицирует эту сделку. "У Скопье в НАТО не будет никакого будущего, если это соглашение не будет ратифицировано, а я позабочусь, чтобы оно не было ратифицировано. Соглашение - плохое, я его не принимаю и постараюсь его заблокировать", - предупредил этот ситуативный политический союзник Ципраса.
В настоящее время правящая коалиция в составе СИРИЗА и НД располагает 152 голосами в 300-местном парламенте. Чтобы сделка со Скопье была одобрена, необходимо 180 голосов. С учетом двусмысленной позиции НД и того, соглашение с Македонией поддерживает в стане оппозиции лишь небольшая левая партия "Потами" ("Река"), контролирующая 11 парламентариев, это недостижимая цель. Общенародный референдум в условиях, когда минимум 70% греков против сделки со Скопье, тоже ничего не решает. С учетом таких серьезнейших преград на пути Скопье в ЕС и НАТО оптимизм Брюсселя на этот счет просто поразителен. Если это получится, значит, в Европе уже и близко нет никакой демократии.
А что же Россия?
Официальная позиция Россия по данному вопросу выражена пресс-секретарем её президента Дмитрием Песковым: "Это суверенное дело самой Македонии. Мы ценим и дорожим нашими добрыми отношениями с Македонией, заинтересованы в развитии наших отношений, но что касается приближения инфраструктуры НАТО и альянса в целом к нашим границам, то вы знаете хорошо об отношении Москвы к этому процессу. В этом плане ничего не изменилось".
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков: "Мы ценим и дорожим нашими добрыми отношениями с Македонией". Фото: www.globallookpress.com
В Москве считают блок НАТО "бесполезным" и ненужным, но, разумеется, не могут воспрепятствовать со своей стороны вступлению в него Македонии, хотя вряд ли ощущают по этому поводу серьезную угрозу. Македония в любом случае слишком маленькая и слабая страна, чтобы позволить себе роскошь проведения независимой внешней политики. Скопье в любом случае вынуждено ориентироваться на Запад – именно там сосредоточены денежные и вообще утробные интересы македонцев, которые, увы, преобладают в сегодняшнем мире. Поэтому будет Македония в ЕС и НАТО или за бортом этих структур мало что меняет. В каком-то смысле это даже выгодно для России, потому что чем больше будет в НАТО слабых и бесполезных членов, да еще и тайно симпатизирующих России, тем внутренне слабее и неповоротливее будет эта вредная для европейских интересов структура.
Македония оценила, что Россия, несмотря на резкие возражения Греции, признала её в свое время под нынешним конституционном названием. В Скопье в любом случае хотят максимально дружественных отношений с Москвой, поэтому появление в перспективе в НАТО и ЕС очередной Черногории добавит проблем не России. Это станет лишним раздражителем в отношениях между ЕС и США, рассматривающими НАТО как средство поддержания своего доминирования в Европе, против которого недавно, наконец, взбунтовались европейцы. Поэтому утверждения Афин в ходе организованного правительством Ципраса "дипломатическо-шпионского скандала", что Россия якобы подкупала каких-то греческих чиновников и даже священников, чтобы сорвать сделку со Скопье, открывающую путь вступлению Македонии в ЕС и НАТО, это ложь, призванная отвлечь внимание общественности от политического тупика, в которой зашла Греции под руководством "секси-Алекси". В этом плане хотелось бы подчеркнуть следующее: у греков нет претензий к России, они знают, что она сделала для них, и благодарны за всё. Претензии к России есть у тесно связанного с глобалистами нынешнего правительства Греции, непопулярного в собственной стране.
России все равно, как будет называть себя Македония, и Москве плевать по большому счету, вступит Скопье в ЕС и НАТО или не вступит, так как и в одном, и в другом случае есть свои плюсы и минусы. Скопье это не Киев и не Тбилиси. Заинтересованы в этом только в Брюсселе, где находятся штаб-квартиры ЕС и НАТО. И то скорее по имиджевым причинам, чем по существу (македонская армия ничего из себя не представляет), чтобы показать Европе и всему миру – вот, смотрите, мы - растем, мы – тесним Россию. Но если там предпочитают видимость здравому смыслу, это проблема Брюсселя, а не Москвы. Лишь вступление Сербии в ЕС и НАТО, если оно когда-нибудь состоится, будет серьезным психологическим и отчасти экономическим ударом для Москвы. Но и в этом случае катастрофы не будет, так как сербы никогда не будут воевать против России и не дадут этого делать другим.