Коридор «Север — Юг» никак не может стать «убийцей Суэца». В РЖД предлагают выборочно субсидировать перевозки по МТК
Международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг» после вынужденной перестройки логистики рассматривался чуть ли не как логистический «убийца» Суэцкого канала. Однако со временем и нестабильностью на Ближнем Востоке задор немного поутих, и коридор, который на бумаге «ого-го», на деле пока никак не «выстрелит». Немного помочь грузоотправителям и простимулировать несырьевой экспорт и ускорить развитие коридора решили в РЖД, выступив с инициативой субсидирования экспортных перевозок по МТК. Опрошенные vgudok.com эксперты разошлись во мнениях, успешен ли «Север — Юг», заинтересованы ли в нём ближневосточные страны и поможет ли инициатива перевозчика увеличить объёмы грузов. «Перевозки по МТК суммарно несколько выросли, но никаким «убийцей Суэца» он и близко не является. Объёмы перевозок по этому коридору сравнительно небольшие, в пределах нескольких миллионов тонн грузов. Это, в основном, зерно, нефтепродукты и удобрения. Страны назначения — Иран, Индия, Казахстан и другие азиатские государства», — напомнил в беседе с Vgudok экономист Николай Кульбака.
По его мнению, масштабно расширить перевозки по данному маршруту невозможно — останавливают ограничения железнодорожных маршрутов Ирана, однопутность ряда участков на территории России, ограниченность портовой инфраструктуры бассейна Каспийского моря и необходимость стыковать железнодорожные сети с разной шириной колеи. В то же время директор Центра экономики транспорта НИУ ВШЭ Татьяна Кулакова в беседе с vgudok.com напомнила данные РЖД и Дирекции МТК. Согласно которым, в 2024 году объём перевозок по МТК «Север — Юг» составил 26,9 млн тонн, прогноз на 2025 год — 28,1 млн тонн. «РЖД указывают, что железной дорогой по коридору в 2024 году перевезено 12,9 млн тонн. Динамика по всем показателям положительная. По коридору в основном осуществляется перевозка российских экспортных товаров, включая уголь, чёрные и цветные металлы, древесину. По Транскаспийскому маршруту (в основном через порты Астрахань и Оля) перевезено 8 млн тонн, большинство грузов направлялись в Иран, среди них зерно», — отметила г-же Кулакова. По мнению Татьяны Кулаковой, развитие транспортного коридора происходит вне зависимости от политического контекста. Например, все отмечали, что даже в условиях конфликта негативного влияния на перевозки по коридору не было.
«Из официальной риторики России и Ирана коридор не уходит. На всех совещаниях подчёркивается заинтересованность стран в его развитии. В мае в Иране открылся сухой порт Априн, который Тегеран рассматривает как важный транспортный узел на восточном маршруте МТК “Север — Юг”. Также Иран активно обсуждает развитие коридора с Казахстаном и Азербайджаном», — добавила г-жа Кулакова. В то же время Николай Кульбака сомневается в привлекательности МТК для Ирана. По его словам, Иран «с самого начала был слабо заинтересован в этом коридоре, а сейчас ему, скорее всего, вообще не до расширения транспортной сети». Впрочем, не оглядываясь на проблемы дружественных государств, в МТК пока ещё можно разглядеть потенциал, который можно увеличивать. На данный момент конкурентом коридора являются морские перевозки. В письме РЖД в адрес Минтранса уточняется, что в июле 2025 года перевозка морем составляла $4054, по западной ветке МТК — $5985, а по восточной — $4351. В монополии предлагают ввести субсидирование перевозок по коридору и дифференцировать ставки в зависимости от видов грузов. В планах — расширить действие транспортной субсидии на все несырьевые промышленные грузы и установить повышенный уровень поддержки по сравнению с другими коридорами. Так, компенсация может составить 90% затрат для машиностроительной продукции, 60% для лесопромышленного комплекса и 30% для остальных несырьевых грузов. Для контейнеров, следующих маршрутом «Москва — Нава Шева (Индия)» субсидия может достичь и $300, что позволит нивелировать разницу между железнодорожными и морскими тарифами. «Субсидирование позволит покрыть разницу в тарифах между ЖД и морским транспортом. РЖД рассчитывает на рост контейнерных перевозок по МТК “Север — Юг” при введении субсидии», — уверена Татьяна Кулакова.
По словам Николая Кульбаки, предложения о скидках и субсидиях — это попытка сделать хоть что-то для развития перевозок по коридору МТК и разгрузить другие направления, такие как Восточный полигон. «Для развития МТК необходимы огромные инвестиции на протяжении многих лет. Таких денег нет ни у России, ни у Ирана, ни у других стран. Так что перспективы конкуренции с морскими перевозками практически нулевые. Деньги на предложенное РЖД субсидирование, конечно, найдутся. Но будет ли от этого экономический эффект — сомнительно», — утверждает эксперт. Субсидирование — это всегда траты, а у монополии в год сокращённой инвестпрограммы денег много. По расчётам специалистов компании, на поддержку перевозчиков по восточному маршруту (Казахстан, Туркменистан, Иран) в 2026 году необходимо 38 млн рублей, в 2027 году — 46 млн рублей. При условии субсидирования точка безубыточности может быть достигнута к январю 2027 года за счёт четырёх кругорейсов. На западной ветке МТК (через Азербайджан) стоимость перевозки 40-футового контейнера, как было сказано ранее, выше из-за расходов на возврат порожнего состава ($5985). Соответственно, для субсидирования экспорта здесь нужно 288 млн рублей в 2026 году и 297 млн рублей в 2027 году. За первые полгода 2025-го объём перевозок по этому направлению через пункт пропуска «Азербайджан — Иран» составил 4506 ДФЭ, субсидии могут увеличить грузопоток на 30% к 2026 году. «Анализ динамики международных перевозок показывает, что снижение тарифов на одном виде транспорта (морском), приводит к уменьшению перевозок на другом (железнодорожном). Обратная ситуация также наблюдается. Поэтому ожидания РЖД вполне обоснованы. Но оценки сделать затруднительно в силу действия факторов, оказывающих влияние на стоимость перевозки и объёмы торговли между странами.
Субсидирование [на МТК “Север — Юг”] предлагается за счёт федерального бюджета. Ранее РЖД ввело скидки к тарифам — это другой механизм. Транспортная компания предоставляет скидку, а государство компенсирует недополученные доходы», — отметила Татьяна Кулакова. МТК «Север — Юг» напоминает нелюбимого ребенка-отличника, которого выставляют напоказ и хвалятся перед другими, однако дома не уделяют внимания. Как только ситуация ухудшается, проект веток коридора достаётся и его активно начинают продвигать. Как только политическая ситуация меняется, и недружественные страны вдруг становятся партнёрами, находятся куда более «любимые дети» — например, Северный морской путь. Любопытно будет посмотреть, найдёт ли предложение о субсидировании поддержку, и как оно повлияет на объёмы грузов на разных направлениях и в разных коридорах. Хотите получать актуальный, компетентный и полезный контент в режиме 24/7/365 — подписывайтесь на Telegram-канал медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO Владимир Максимов