Командир атомной субмарины
Отважный подводник, который в разгар холодной войны провел атомный ракетный крейсер подо льдами Арктики из Баренцева моря на Камчатку – впервые в истории флота для подлодки проекта «Скат». За свой подвиг он получил звание Героя Советского Союза и орден Ленина. Рассказываем о нашем земляке, контр-адмирале Валентине Козлове Моряк-подводник
3 марта 1937 года в Рыбинске в семье рабочего Тихона Козлова родился сын Валентин. Ему суждено было сделать выдающуюся карьеру морского офицера, но даже на другом конце земли рыбинец никогда не забывал свой родной город.
Окончив десять классов, в июле 1955 года Валентин Козлов пошел в армию. Парня призвали на флот, и с этого момента море стало его судьбой. В 1959 году в Риге он окончил 2-е Высшее военно-морское училище подводного плавания. Десять лет служил на подводных лодках и вспомогательных кораблях Северного флота в разных должностях: командир рулевой группы боевой части подлодки, помощник командира плавучей базы подлодок, командир плавказармы, помощник командира экипажа.
Служба Валентина Козлова пришлась на очень неспокойный период – разгар холодной войны между СССР и США. В противостоянии двух атомных держав одну из ключевых ролей играл Военно-морской флот и в особенности подводные силы. Боевая «Касатка» В ноябре 1967 года 30-летнего подводника Валентина Козлова направляют на дизель-электрическую подлодку К-58. На тот момент она входила в состав Северного флота с базированием в Мурманской области (губа Малая Лопаткина).
Во время холодной войны этот район имел стратегическое значение. США и НАТО рассматривали Северный Ледовитый океан как плацдарм для нанесения ракетных ударов авиации и атомных подводных ракетоносцев по важнейшим центрам СССР. На тот момент американские ВМС обладали самыми мощными и многочисленными надводными силами в мире, основу которых составляли авианосцы.
Догнать и перегнать Америку в строительстве авианесущих кораблей и палубной авиации Союз даже не надеялся. Тогда как противостоять этой мощной силе? Ставка была сделана на субмарины с крылатыми ракетами. Подводные авианосцы, как их называли, были способны уничтожать цели на чужих берегах и бороться с авианосцами и другими надводными кораблями противника. И такого оружия не было ни у кого в мире – ПЛ с крылатыми ракетами строились только в СССР.
В 1960-е Союз активно наращивает свои подводные «мускулы»: строит атомные подлодки и вооружает их противокорабельными ракетами, а также ракетные дизель-электрические подлодки. Самыми большими ДЭПЛ отечественного кораблестроения были «Касатки» – субмарины проекта 651. Они разрабатывались как носители крылатых ракет П-5, предназначенных для ведения огня по площадям, и П-6 – противокорабельных самонаводящихся ракет.
На такой стратегической «Касатке» К-58 в составе Севфлота Валентин Козлов будет служить помощником командира без малого два года, до октября 1969-го. Подледный «Скат»
Во время службы рыбинец показал себя как весьма перспективный военный руководитель. В 1970 году Валентин Козлов оканчивает Высшие специальные офицерские классы ВМФ СССР, и с июля этого года он уже старший помощник командира, а с февраля 1973-го – командир атомохода К-429 11-й дивизии 1-й флотилии атомных подводных лодок Северного флота.
К-429 – АПЛ проекта 670 («Скат»). Субмарина была построена в 1972 году и в том же году зачислена в состав 11-й дивизии подводных лодок Северного флота. Это был гигантский корабль водоизмещением 3,5 тысячи тонн. Его длина составляла 104 метра, ширина – почти 10 метров, а высотой он был с пятиэтажный дом.
Советские «Скаты» были первыми в мире атомоходами с крылатыми ракетами подводного старта. «Эти подлодки оценивались специалистами как весьма удачные и хорошо сбалансированные по своим элементам подводные крейсеры, несущие явную и непосредственную угрозу авианосным соединениям наиболее вероятного противника», — пишет исследователь истории флота Владимир Резван. Эти субмарины были «однокорпусными и первыми отечественными однореакторными и одновальными атомоходами с пониженной шумностью».
Именно такой подлодке суждено было пройти длинный путь подо льдами Арктики и выйти в Тихий океан. В августе – сентябре 1977 года К-429 под командованием рыбинца Валентина Козлова совершила одиночный трансарктический переход из Мотовского залива в Баренцевом море к месту постоянной дислокации – в бухту Крашенинникова в Беринговом море. За 17 суток атомоход преодолел 8400 километров при среднесуточном ходе 270 миль (498 километров) и скорости более 10 узлов (около 20 км) в час. В период плавания Козлов обеспечил безаварийность эксплуатации техники и оружия. Переход был признан успешным!
Это было действительно значимое событие для советских подводников. К-429 вошла в историю ВМФ как атомный ракетоносец «не только с одним гребным винтом, но и с единственным реактором, впервые в истории флота рискнувший на автономное плавание сквозь Ледовитый океан», вспоминал адмирал Аркадий Михайловский.
Тем временем напряжение в арктическом регионе между Советским Союзом и Штатами не ослабевало. Американцы не сидели сложа руки. За 1970–1979 годы их подлодки совершили девять арктических походов.
«В семидесятые годы в освоении полярных глубин Арктики атомными подводными лодками США и СССР наступил новый этап, — пишет военный историк, капитан первого ранга Владимир Реданский в книге «Во льдах и подо льдами». – Американские подводники выполняли тогда задачи по изучению стратегических возможностей проникновения и маневра подводными силами на всей акватории Арктического бассейна и в различное время года. ВМС США отработали действия атомных подводных лодок в ледовых и подледных условиях одиночно и в составе тактических групп, развертывание их с Атлантического и Тихоокеанского морских театров».
Вот почему трудно пере-оценить значение первого успешного межтеатрового перехода для советского флота. После Козлова, с 1977 по 1980 год, с Северного флота через Арктику на Камчатку перешло подо льдами пять атомных подводных лодок с крылатыми ракетами малой дальности только 670 проекта. Можно сказать, рыбинец открыл этот путь для «Скатов». Советские подводники-атомщики продолжали накапливать опыт подледных походов в Северном Ледовитом океане, сочетая гидрографические исследования полярных глубин с несением боевой службы.
За «образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм» капитан 1-го ранга Валентин Козлов был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». А подлодка К-429 по итогам 1977 года была награждена Вымпелом министра обороны «За мужество и воинскую доблесть». «Большая заслуга вас, земляков»
После трансарктического перехода Валентин Козлов продолжил службу на том же «Скате» до ноября 1978 года, но уже в составе Тихоокеанского флота. 10-я дивизия атомных подводных лодок, куда была зачислена К-429, трижды получала первое место на флотилии по итогам боевой и политической подготовки.
После командир субмарины был направлен на Высшие академические курсы офицерского состава при Военно-морской академии имени А.А. Гречко, которые окончил в 1979 году. И в августе того же года получил должность заместителя командира дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота. С января 1982 года Валентин Козлов – начальник управления кадров штаба Тихоокеанского флота.
Несмотря на то, что рыбинец нес службу во Владивостоке, он не забывал про свою малую родину, поддерживал связь с Рыбинском. И через всю жизнь пронес в сердце благодарность своим учителям. Вот какая телеграмма, отправленная подводником в преддверии 23 февраля 1982 года в местный горком, хранится в Рыбинском музее-заповеднике.
«Дорогие и уважаемые земляки! Горячо и сердечно приветствую и поздравляю вас с праздником – Днем Советской армии и Военно-морского флота. Рыбинск и рыбинцы – это святые слова для меня, это люди, которые меня вырастили, выучили, привили любовь к Родине, воспитали чувство ответственности, заложили упорство в труде. Все это привело к тому, что Родина присвоила мне высокое звание Героя Советского Союза. Но в получении этого высокого звания большая заслуга вас, земляков, и Военно-морского флота, в котором я служу по настоящее время…»
С апреля 1984 года Валентин Козлов служит уже в звании контр-адмирала. С мая 1987-го занимает должность помощника начальника Военно-морских учебных заведений ВМФ СССР по подготовке иностранных военнослужащих. Контр-адмирал ушел из жизни довольно рано, в возрасте 52 лет. Он скоропостижно скончался 2 августа 1989 года и был похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. Кроме ордена Ленина, Валентин Козлов был награжден орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени (1975), Красной Звезды (1986), медалями.