В Челябинске подростки борются с депрессией массовыми танцами под K-pop
Ответы на важные вопросы приходят в танце
В кавер-дэнсе важно точное повторение движений корейских танцоров. Фото Людмилы Ковалевой
На репетицию танцевальной команды нас пригласила координатор проектов и хореограф Яна Овчинникова. Сама она слушает K-pop со школьной скамьи, а квай-дэнсом занимается с 2014 года.
Стиль квай-дэнс (или «кавер-дэнс» от английского cover dance) — это направление, которое объединяет любителей видеоклипов Южной Кореи. Танцоры тщательно подражают исполнителям, копируя их движения. Направление развивается в мире уже 15 лет, но для кого-то этот стиль и этот драйв — недавнее открытие.
Для Екатерины Лукьяновой танец подсказывает ответы на вопросы. Фото Людмилы Ковалевой
— Я танцую около года, — призналась студентка ЧГИК Екатерина Лукьянова. — Этой культурой я увлекалась давно, а потом в интернете нашла группы танцевальных команд. И мне показалось, что такое направление подходит для приложения моей творческой идее. Танец для меня — это способ отвлечься от повседневных проблем. Но иногда именно в танце приходят ответы на какие-то мучившие меня весь день вопросы.Екатерина знает случаи, когда занятия в команде реально помогли — например, ее лучшая подруга, пережив сложную ситуацию, нашла новых друзей именно в кавер-дэнсе.
К станку кавер-дэнсеры встали только по просьбе журналиста. Фото Людмилы Ковалевой
Большинство участников команды — ровесники Екатерины, вместе они танцуют уже несколько лет. В других группах, как уточняет хореограф, занимаются и подростки 14–17 лет. Музыка помогает им общаться с единомышленниками и не замыкаться в себе. Есть даже настоящие бой-бенды — парни тоже с удовольствием разучивают танцы своих кумиров и выступают на фестивалях.
Словно единый механизм на репетиции участники точно повторяют одни и те же движения. А в перерывах трогательно помогают друг другу с гримом и тут же поправляют костюмы с помощью обычных ножниц.
Из обычной белой рубашки можно сделать сценический костюм. Фото Людмилы Ковалевой
— Очень ценится сходство с «айдолами» — популярными исполнителями песен в видеоклипах, — говорит Яна Овчинникова. — Но отклонения все же допускаются: костюм должен походить на одежду из видеоклипов, но каждый его делает по своей фигуре. К тому же «айдолов» одевают модельеры, которые не жалеют дорогих тканей, так что общая стоимость костюма достигает нескольких тысяч долларов. У нас такие деньги тратят немногие. Чаще всего шьем из подручных материалов.Все начиналось с анимэ
В интерьере кафе стритфуда Яна Овчинникова сразу нашла изображения знакомых исполнителей. Фото Юлии Боровиковой
Яна Овчинникова уверена, что интерес к данному стилю в нашей стране начался с увлечения восточными анимационными фильмами и движения косплееров.
— Люди подражали героям мультфильмов, а потом стали подражать исполнителям корейских видеоклипов, — рассуждает Яна Овчинникова. — Первый конкурс кавер-дэнса организовали уже больше 10 лет назад — в 2011 году, а потом стали проводить фестивали в разных городах.Постепенно это увлечение охватывало все большую аудиторию, возникли первые танцевальные команды. В родном для Яны Нижнем Тагиле таких групп было немного. Потом девушка переехала в Челябинск и здесь нашла немало единомышленников.
— Я ездила на большие фестивали в Питере, в Москве. Там собираются тысячи, а то и десятки тысяч людей. Сегодня никто не показывает пальцем на тех, кто слушает странную музыку и одевается в странные одежды, потому круг увлеченных разрастается, — считает Яна Овчинникова.Екатерина Лукьянова за короткое время тоже уже успела побывать на фестивалях в Магнитогорске и Челябинске и даже выступить в конкурсной программе.
Фабрика звезд и фанатов, или Конвейер не остановится
Картонные фигуры популярных исполнителей в Челябинске встретишь нечасто. Фото Юлии Боровиковой
По мнению Яны Овчинниковой, корейская массовая культура утвердилась всерьез и надолго. В первую очередь потому, что сама готовит для себя фанатов.
— Я не знаю других направлений, которые бы так работали с аудиторией. «Айдолы» регулярно собирают фанатские конференции, рассказывают о себе, — аргументирует она. — Корейские группы активно гастролируют по миру, хореографы кавер-дэнса из Сеула регулярно приезжали к нам в страну, только недавно эта ситуация изменилась.Среди самих «айдолов» царит жесткая конкуренция. Регулярно проводятся конкурсы «на выбывание» — проигравший уходит со сцены, но на его место приходят новички. Немудрено, что конвейер раскручивается, и к нему «подстраиваются» все новые люди.
Увлечение кей-попом уже давно вышло за рамки просто музыки — это целая субкультура. Как отмечают психологи, ее участники хотят прикоснуться к жизни «айдолов», прочувствовать свою сопричастность к их успеху. Сейчас артисты не проводят концертов в России. Но интерес к этой культуре среди поклонников подогревается не только музыкой и клипами — это общемировой тренд. В топ стриминговых платформ выходит все больше корейских сериалов, а корейская кинокартина даже впервые в истории американской киноакадемии взяла «Оскар» за лучший фильм. В Челябинске на волне популярности культуры открылось тематическое кафе, на полках книжных магазинов появляются корейские новеллы и комиксы, а в местном кинотеатре периодически показывают концерты айдол-группы, поклонники которой с масштабом признаются кумирам в любви.
Кадры из корейских видеоклипов — часть антуража кафе стритфуда. Фото Вероники Максимовой
— К чести корейской массовой культуры, она не замыкается в себе. Звезды сотрудничают с европейскими группами, выступают на совместных концертах, — продолжает Яна Овчинникова. — Все больше проходит фестивалей «рандомных танцев», в которых команды кавер-дэнс выступают рядом с группами хип-хопа и других направлений.
Все больше новых танцоров готовы встать в ряды поклонников этой культуры. Фото Юрия Ермолина, предоставлено историческим музеем Южного Урала
Потому участники движения уверены: яркий мир будет привлекать все новых «айдолопоклонников». А значит, все больше людей смогут выходить на улицы городов со своими танцами под любимую музыку.