КС обязал суды рассматривать дела о недекларированной криптовалюте, полученной не через майнинг
Конституционный суд России вынес постановление о том, что требование об уведомлении государства об операциях с цифровой валютой распространяется на майнеров, но не должно быть препятствием для судебной защиты прав владельцев таких инструментов, кто получил их законным путем не через майнинг.
В документе говорится, что определение цифровой валюты не дает возможность отнести ее ни к одному из видов имущества. Однако владение ею имеет имущественное содержание. Вместе с этим законодательство не препятствует рассмотрению этого инструмента как объекта гражданских прав. Суд отмечает, что имущественные права о владении цифровой валютой имеют возможность на судебную защиту, но с учетом особых характеристик в виде ограниченного в обороте объекта гражданских прав. При этом произвольный отказ в такой защите не соответствует конституционным требованиям, а также негативно влияет на стабильность гражданского оборота.
Кроме того, КС подчеркнул, что судебная защита дел о криптовалюте может быть нивелирована из-за отсутствия четкого понимания цифровой валюты как объекта гражданских прав.
В суде заявили, что уведомлять налоговые органы о цифровой валюте должны только майнеры и операторы майнинговой инфраструктуры. Это требование не распространяется на тех, кто получил цифровую валюту другим способом, но в таком случае лицо должно предоставить в суд сведения, подтверждающие ее законное получение и использование.
Властям нужно внести необходимые изменения в законодательство о криптовалюте, следует из постановления. «До тех пор действующее регулирование не может препятствовать судебной защите имущественных требований на цифровую валюту, полученную не путем ее майнинга, если лицо представит в суд сведения, подтверждающие ее получение и использование на законных основаниях», — сообщили в КС.
Это постановление было вынесено при слушании дела Дмитрия Тимченко, который в 2023 году купил у физического лица за 81,5 тысячи рублей 1 000 единиц стейблкоинов USDT. Этот договор стороны назвали «договором купли-продажи цифровой валюты (криптовалюты)». После этого Тимченко заключил соглашение о передаче этого актива в управление другому лицу для перепродажи на бирже, но обратно свой актив он не получил. Из-за этого он обратился в суд, где ему отказали, так как он не проинформировал налоговый орган о владении цифровой валютой и совершении с ней сделок.
Конституционный суд решил, что это дело будет пересмотрено.
Источник - Frank Media